Методические рекомендации для педагогов.
С восприятия предметов и явлений окружающего мира начинается познание. Все другие формы познания – запоминание, мышление, воображение строятся на основе образов зрительного восприятия, являются результатом их переработки. Поэтому умственное развитие невозможно без опоры на полноценное зрительное восприятие.
Восприятие умственно отсталого школьника, как и другие психические процессы, нарушено. В связи с этим оно имеет следующие особенности: не дифференцированность, разрозненность, не активность и не критичность воспринимаемого. При аномальном развитии психической сферы нарушение какого-либо одного психического процесса ведёт к нарушению и других психических процессов, взаимосвязанных структурно или функционально с нарушенными.
Система специального обучения детей с проблемами в интеллектуальном развитии предусматривает проведение индивидуальных или групповых коррекционных занятий с учащимися, включённых в типовые учебные планы специальных (коррекционных) школ для детей указанной категории. Основной целью занятий является индивидуальная коррекция познавательной сферы учащихся, направленная подготовка к усвоению ими учебного материала.
Развитие восприятия и формирование представлений о различных внешних свойствах предметов являются основой общего умственного развития ребёнка. Полноценное зрительное восприятие необходимо для многих видов игровой, учебной и трудовой деятельности. Поэтому, составляя тематическое планирование коррекционных занятий для первого класса, первым разделом должен быть:
«Развитие зрительного восприятия»
Цвет. Величина. Форма.
- Развитие механизмов цветоразличения.
- Развитие представлений о величине.
- Развитие представлений о форме предметов
В структуре каждого коррекционного занятия выделяются основные этапы, традиционные для коррекционно-развивающей работы:
- Ритуал приветствия;
- Повторение предыдущего занятия;
- Физкультурная пауза;
- Основное содержание занятия;
- Рефлексия прошедшего занятия;
- Ритуал прощания.
В занятие должны быть включены задания на развитие других психических функций, логически входящих в контекст конкретного занятия (внимание, память, мыслительные операции, моторика, развитие речи), с целью воздействия на различные стороны психики, анализаторные системы. Коррекционно-развивающее занятие, помимо всего, должно давать школьнику знания-увеличивать их объём, улучшать качество. Универсальной формой занятия является игра.