Синдром дефицита внимания с гиперактивностью – это нарушение развития, начинающееся в детском возрасте, особенно широко распространенное среди детей, достигших старшего дошкольного и школьного возраста, проявлениями которого являются импульсивность, невнимательность (часто, но не всегда), сверхподвижность при полной интеллектуальной сохранности на фоне легкой неврологической симптоматики резидуально-органической природы.
По данным зарубежных и отечественных авторов детей с СДВГ от 5-10% до 13%. Практически в каждом классе есть, по крайней мере, 1 ребенок с типичными проявлениями. Мальчики болеют 3 раза (по некоторым данным больше) чаще, чем девочки. Зато у девочек чаще встречается менее заметная окружающим форма этого заболевания: СДВ – синдром дефицита внимания без гиперактивности.
Медико-социальная значимость проблемы cиндрома дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) чрезвычайно велика, вследствие чего это состояние находится в сфере профессиональных интересов не только детских психиатров, неврологов и педиатров, но также педагогов и психологов.
Как взаимодействовать с ребенком с СДВГ необходимо знать не только семье, но и учителям: недостаточная информированность о проблеме, незнание приемов и методов коррекции, специфических для СДВГ, приводит к быстрому профессиональному выгоранию.
В Международной классификации болезней 10 пересмотра (МКБ-10) шифром «F» обозначаются “Психические расстройства и расстройства поведения». Синдром рассматривается в рубрике F.90-98 «Эмоциональные расстройства и расстройства поведения, начинающиеся обычно в детском и подростковом возрасте»,
F.90 - Гиперкинетические расстройства,
F.90.0 -Нарушение активности и внимания (без нарушенного поведения),
F.90.1- Гиперкинетическое расстройство поведения.
Педагоги и психологи должны быть хорошо знакомы с диагностическими критериями СДВГ не только для выработки методов коррекционной помощи, но и для написания характеристик для предоставления в медицинские учреждения, т.к. для подтверждения диагноза врачу важно получить надежные сведения о поведении ребенка не только дома, но и в образовательной организации.
Классическая триада СДВГ включает гиперактивность, импульсивность и невнимательность (дефицит внимания).
Основные проявления СДВГ по МКБ-10
Нарушения внимания
-
Не удерживает внимание на деталях, допускает много ошибок.
-
С трудом сохраняет внимание при выполнении школьных и других заданий.
-
Не слушает обращенную к нему речь.
-
Не может придерживаться инструкций и довести дело до конца.
-
Не способен самостоятельно спланировать, организовать выполнение заданий.
-
Избегает дел, требующих длительного умственного напряжения.
-
Часто теряет свои вещи.
-
Легко отвлекается.
-
Проявляет забывчивость.
Гиперактивность
-
Часто совершает беспокойные движения руками и ногами, ерзает на месте.
-
Не может усидеть на месте, когда это необходимо.
-
Часто бегает или куда-то забирается, когда это неуместно.
-
Не может тихо, спокойно играть.
-
Чрезмерная бесцельная двигательная активность имеет стойкий характер, на нее не влияют правила и условия ситуации.
Импульсивность
-
Отвечает на вопросы, не выслушав до конца и не задумываясь.
-
Не может дожидаться своей очереди.
-
Мешает другим людям, перебивает их.
-
Болтлив, несдержан в речи.
Диагноз устанавливается врачом на основании:
1) характерных жалоб;
2) регистрации признаков имеющихся нарушений (по критериям действующей МКБ-10):не менее 6 из 9 симптомов невнимательности , 1 – импульсивности и не менее 3 признаков гиперактивности;
3) не ранее 5–6-летнего возраста, т.е. возраста, когда становятся очевидными трудности в обучении;
4) симптомы должны наблюдаться не менее, чем в двух видах окружающей обстановки, например, дома и в детском коллективе;
5) (если ребенок в обществе удерживается, то это не СДВГ, а вариант нормы), длительность симптомов не менее 6 мес;
6) данные нейровизуализации (ЭЭГ, КТ и пр.);
7) данные психологических шкал ( по возможности).
СДВГ может протекать в легкой и тяжелой форме, а также иметь простую и осложненную формы.
Простая форма характеризуется «титульными» симптомами: невнимательностью, гиперактивностью, импульсивностью.
Нарушение внимания и(или) явления гиперактивности, импульсивности приводят к тому, что ребенок школьного возраста при нормальном или высоком интеллекте имеет нарушения формирования навыков чтения и письма и, в конечном итоге, - снижение успеваемости.
При осложненной форме к вышеупомянутым симптомам присоединяются вторичные: помимо расстройств развития учебных навыков (дислексия, дисграфия, дискалькулия) отмечаются нарушения моторного умения, эмоциональные расстройства (плаксивость, тревожность), нарушение поведения(непослушание, упрямство, дерзость), коммуникации, нарушения экспрессивной речи (нарушение фонации, заикание),соматические и неврологические расстройства ( тики, энурез и др.)
Неуспехи в учебе, подчас нескладывающиеся отношения со сверстниками, частые упреки, недовольство со стороны взрослых невротизируют ребенка, формируют особую личность: постепенно у детей с СДВГ формируется низкая самооценка, усиливается негативное отношение к школе; возможны неврозы, страхи, отмечается повышенная аффективная возбудимость с явлениями негативизма и агрессии, тревожные расстройства. Подростки с СДВГ склонны к вовлечению в подростковые группировки, которые совершают различные правонарушения, у них может появиться тяга к употреблению алкоголя и наркотиков.
Основные симптомы СДВГ и сопутствующие им расстройства меняются по мере роста ребенка. С возрастом ( примерно к 4 кл.) чрезмерная подвижность (гиперактивность) уменьшается (сменяется суетливостью, беспокойством), а импульсивность и невнимательность могут сопровождать человека всю жизнь. В подростковом возрасте выраженные симптомы нарушений внимания и импульсивности продолжают наблюдаться не менее чем у 50-80% детей с СДВГ.
Для благоприятного исхода СДВГ необходим комплексный подход: рациональное сочетание медицинского воздействия (длительная нейрометаболическая и др. терапия, вплоть до подросткового возраста) с психолого-педагогической коррекцией (поведенческая терапия, семейная психотерапия и др.).
Весь этот комплекс мер при своевременной диагностике поможет гиперактивным детям вовремя компенсировать нарушения и полноценно реализоваться в жизни.
Литература
- «Вопросы практической педиатрии», 2012, т.7, №1, с.54–62
Н.Н.Заваденко - Ковалев В.В., «Психиатрия детского возраста», М., «Медицина», 1995г.
- https://neuronews.com.ua/ru/issue-article-146/Sindrom-deficita-vnimaniya-s- giperaktivnostyu-ot-predrassudkov-k-prakticheskoy-pomoshchi#gsc.tab=0
- http://sdvglife.org/zapiski/part-2/causes-of-adhd/
- https://www.lvrach.ru/2010/01/11755650/