Активное развитие инклюзивной практики в образовании в последнее время приводит к тому, что в качестве субъектов включения выступают все более сложные категории детей с ОВЗ, в частности дети с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Основными особенностями таких детей, препятствующими их обучению в инклюзивном классе образовательной организации, являются:
-
Трудности организации собственной деятельности и поведения.
-
Выраженная неравномерность и специфика развития психических функций и развития познавательной деятельности в целом.
-
Трудности в установлении продуктивных взаимодействий с окружающими.
-
Выраженные трудности социально-эмоционального взаимодействия.
-
Потребности в специальной организации образовательного пространства.
-
Необходимость использования специальных приемов и методов при их обучении.
Многие трудности обусловлены тем, что детям необходим длительный период адаптации к различным условиям обучения в образовательной среде и во время этого периода адаптации у детей расстройствами аутистического спектра может наблюдаться неадекватное поведение, аффективные вспышки, вплоть до вербальной и невербальной агрессии по отношению к себе и окружающим.
Для детей данной категории необходимо постепенное индивидуально дозированное введение в образовательную среду школы, дозированное введение ребенка в ситуацию обучения в классе, а также сопровождение тьютора (хотя бы на адаптационный период).
Для успешной адаптации к школе ребенок должен быть подготовлен к принятию правил (сидеть, слушать, поднимать руку и т.д.), должен быть научен слышать инструкцию и реагировать на нее, уметь ждать, устанавливать зрительный контакт, просить помощь, адекватно реагировать на отказ и т.д. Конечно, лучше всего обучать этому ребенка с РАС в период дошкольного детства, но, если этого не произошло, то с самого начала обучения необходимы занятия с психологом по развитию вышеперечисленных навыков, по отработке форм адекватного учебного поведения, умения вступать в коммуникацию, адекватно воспринимать похвалу и замечания.
Учителям, которые будут работать с ребенком с РАС, должна быть присуща эмоциональная устойчивость и самообладание. Нужно четко осознавать, что ребенок с РАС может кричать или демонстрировать другое отклоняющееся поведение. Необходимо держать свои эмоции под контролем, учитель должен быть спокоен, чтобы смочь вывести ребенка из негативного эмоционального состояния. Нельзя бояться, «включать страх». Как только вы испугались – любое негативное проявление в поведении ребенка только усилится. Если вы заметили проявления злости или других сильных эмоций, не забывайте, что ребенок не пытается специально плохо себя вести. Это его ответ на стресс – реакция «бежать или сражаться». Думайте об этом как о «коротком замыкании в результате перегрузки». Время от времени у ребенка начинается «истерика», которую ничто не может остановить. В случае такого поведения позвольте ребенку уйти в тихое и безопасное место, где он сможет «остыть». Лучше всего говорить с ребенком только после того, как он успокоится.
Речь учителя должна быть уверенной, спокойной, требовательной, размеренной и четкой. Скорее всего понадобятся многократные повторения одного и того же. Необходимо придерживаться в речи простоты и краткости и говорить медленно, продумывая темп. Инструкции должны быть разделены на несколько простых шагов. Необходим постепенный переход от индивидуальной инструкции к фронтальной. Сигналы руками могут очень помочь, особенно если они усиливают какие-то инструкции, например, "подожди своей очереди", "перестань говорить" или "говори медленнее или тише".
Важно создание условий обучения, обеспечивающих обстановку сенсорного и эмоционального комфорта, упорядоченности и предсказуемости происходящего: наличие отдельного рабочего места и наличие места, где ребенок может уединиться; учет сензитивных особенностей ребенка; возможность приносить в класс любимый предмет; дозирование учебной нагрузки с учетом темпа и работоспособности; четкая и упорядоченная временно-пространственная структура образовательной среды, поддерживающая учебную деятельность ребенка с использованием визуальных расписаний, схем и алгоритмов отдельных видов деятельности; выбор адекватной формы общения специалистов с конкретным учащимся с РАС; выбор места в классе, где учащийся с РАС будет более доступен организации учителя, и меньше будет отвлекаться посторонними впечатлениями; использование адекватных особенностям конкретного учащегося с РАС дидактических и учебных материалов; учет избирательных интересов ребенка при подборе материалов (ребенка интересуют средства транспорта, значит, составляем задачи о движении машин, поездов и т.д.).
Учителю нужно четко определить правила поведения и организации учебного процесса и стараться строго их придерживаться, т.к. любое изменение – стресс для ребенка с РАС. Даже изменения, считающиеся малыми, могут вызвать значительный стресс. Всякий раз, когда есть возможность, необходимо избегать внезапных изменений.
Важно знать об интересах ребенка, его ритуалах, стереотипных и манипулятивных действиях. В стрессовых ситуациях или в случае истерики это может пригодиться для переключения ребенка на интересующий его вид деятельности с целью успокоения. С той же целью используют и различные манипуляции с предметами, что уже изначально успокаивает ребенка, т.к. это его привычные действия.
Очень хорошо использовать схему «Сначала-потом», т.е. объяснять ребенку, что произойдет сначала, а что потом. Если ребенок требует то, что взрослый ему сейчас не в силах дать (предмет, деятельность и т.д.), лучше с ним согласиться, но по схеме «Сначала-потом». «Хорошо, сначала….., потом….». «Да, сначала….., потом….». Это снизит риск негативных проявлений в поведении ребенка.
Очень важно на начальном этапе обучение специальной организации на перемене, включения ребенка с РАС в мероприятия, позволяющие отдохнуть и получить опыт в контактах со сверстниками. Для того, чтобы коммуникация со сверстниками была более успешна, объясняйте детям необычное поведение ребенка (крики, прыжки и т.д.), рассказывайте, что это просто его реакция на стресс или страх.
Регулярно и планомерно необходимо хвалить ребенка с РАС, используя схему «эффективной похвалы»:
-
похвала;
-
конкретное объяснение за что хвалят;
-
разъяснение последствия, к которому приводят правильные действия (так называемая «выгода»).
Применение педагогами описанных выше стратегий помощи значительно снижает количество негативных проявлений в поведении, а так же способствует более успешной и быстрой адаптации к школьному обучению обучающихся с расстройствами аутистического спектра.
Литература
- Обучение детей с расстройствами аутистического спектра. Методические рекомендации для педагогов и специалистов сопровождения основной школы / Отв. ред. С.В. Алехина // Под общ. ред. Н.Я. Семаго. — М.: МГППУ, 2012.
- Создание специальных условий для детей с расстройствами аутистического спектра в общеобразовательных учреждениях: Методический сборник / Отв. ред. С.В. Алехина // Под. ред. Е.В. Самсоновой. — М.: МГППУ, 2012.
- Предметно-практическая деятельность в работе с детьми с нарушениями развития. /Е.Г.Долока/Материалы международной НПК"Современные проблемы психолого-педагогического и социального сопровождения детей с ОВЗ в международном образовательном пространстве. Сухум, 2018.