Проявления агрессии в младшем школьном возрасте.
Информационные материалы для родителей.
Основные причины, провоцирующие агрессивность у ребенка:
• Наследственно-характерологические (наследственная предрасположенность к агрессивному поведению, наличие выраженной тревожности и гиперактивности у ребенка).
• Социально-бытовые (неблагоприятные условия воспитания в семье и в школе, неадекватно-жестокий родительский контроль, враждебные или оскорбительные отношения к ребенку, конфликты)
Дети начинают вести себя агрессивно, когда видят такое поведение у родителей дома, у воспитателей в детском саду и при общении со сверстниками. Агрессивное поведение возникает еще в том случае если со стороны родителей идет жесткой и неадекватный контроль, постоянные оскорбления в адрес ребенка. Он чувствует неудовлетворенность, не защищенность, страх оказаться наказанным, непонятым родителями и окружающими людьми.
• Ситуационные (введение ограничений в поведении ребенка, нарастание утомления и пресыщения у ребенка, чувствительность к оценке, осуждению, порицанию). В настоящее время ребенок в дошкольном возрасте переживает постоянные стрессы. Ему не хватает времени для игры, так как родители его ведут в кружок развивающего характера. У него не удовлетворяются базовые потребности в родительской любви, ласки. В детском саду, дома его осуждают, ругают, за то — что не мешает взрослым, неправильно сделал поделки, не такой на все и т.д. Все это ведет к тому, что ребенок становится озлобленным на окружающий его мир и, чтобы защитить себя от его негативного влияния, он использует агрессивное поведение.
• Личностные. Предпосылки агрессивного поведения присутствуют в окружающей среде предметов, которые способствуют появлению агрессивных ассоциаций и агрессивных поступков. Так же влияние оказывает и предпочитаемая среда общения ребенка и его окружение, он учиться жить и приспосабливаться к тому окружению, в котором он живет и, не осознавая, что это окружение негативно на него влияет.
• Средства массовой информации. Ребенок, включая телевизор, может неосознанно наткнуться на сцены жестокого убийства, насилия, реалистичного агрессивного поведения героев, которое приводит к достижению желаемой цели. Все это приводит к повышению уровня агрессии.
В младшем школьном возрасте инициаторами агрессии являются уже не отдельные личности, а группировки ребят, агрессивное поведение становится все более организованным.
Кроме того, дети все чаще стараются решать проблемы в своем кругу, не прибегая к помощи и заступничеству взрослых. Формирование группировок вообще заметно меняет агрессивное поведение школьников. Пребывание в группе дает им возможность испытать чувство комфорта и защищенности, повышения своих возможностей. Следствием этого бывают исчезновение страха наказания за проявление агрессии, обостренное желание утвердиться в роли полноправного участника событий, занять в группе достойное место. Поэтому жестокость, разрушительность и другие проявления враждебной деструктивности резко возрастают уже среди учащихся начальной школы.
Формы агрессии:
- Косвенная вербальная агрессивность направлена на обвинение или угрозы сверстников, которые осуществляются в различных высказываниях (крики, жалобы).
- Прямая вербальная агрессия представляет собой оскорбления и невербальные формы унижения другого (дразнилки, оскорбления).
- Косвенная невербальная агрессия направлена на принесение какого-либо ущерба другому ребенку через непосредственные физические действия (разрушение продуктов деятельности, уничтожение или порча чужих вещей).
- Прямая невербальная агрессия представляет собой непосредственное нападение на другого ребенка и нанесение ему физической боли и унижения (угрозы, драка, хватание за волосы и т.д.).
Наиболее часто у подавляющего большинства детей наблюдается прямая и косвенная вербальная агрессия. У некоторых детей встречаются случаи физической агрессии.
Независимо от причины агрессивного поведения ребенка существует общая стратегия окружающих по отношению к нему:
- Если это возможно, сдерживать агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением, остановить занесенную для удара руку, окрикнуть ребенка.
- Показать ребенку неприемлемость агрессивного поведения, физической или вербальной агрессии по отношению к неживым предметам, а тем более людям. Осуждение такого поведения, демонстрация его невыгодности ребенку в отдельных случаях действуют довольно эффективно.
- Установить четкий запрет на агрессивное поведение, систематически напоминать о нем.
- Предоставить детям альтернативные способы взаимодействия на основе развития у них эмпатии, сопереживания.
- Обучать конструктивным способам выражения гнева как естественной присущей человеку эмоции.
Рекомендации по снижению агрессивности у детей.
1.Учите ребенка выражать свое неудовольствие в социально приемлемых формах.
Самое главное – научить ребенка разряжаться – избавляться от накопившегося раздражения, дать ему возможность использовать переполняющую его энергию «в мирных целях». Таким детям необходимо предложить социально приемлемые методы для выражения подавленного гнева:
- Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.
- Предложите ему, когда сложно сдержаться, бить ногами и рукам специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, пинать мяч, бегать вокруг дома, писать все слова, которые хочется высказать в гневе.
- Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти. Это помогает успокоиться.
- Также можно послушать музыку, громко попеть или покричать под нее.
- Можно попросить ребенка нарисовать чувство гнева. Тогда агрессия найдет выход в творчестве.
Случается и такое, что довольно вспыльчивый ребенок сдерживается на людях, но дома он срывается: организует истерики, скандалит, грубит близким, дерется с братьями и сестрами. Это проявление злости не навевает ему желанного облегчения. Он не доволен случившимся и испытывает чувство вины. Напряжение возрастает еще более, и грядущий срыв случается более буйным и длительным.
2.Придерживайтесь постоянства и последовательности в реализации выбранного типа поведения по отношению к ребенку.
Наибольшую агрессию проявляют те дети, которые никогда не знают, какую реакцию родителей вызовет их поведение на этот раз. Следует избегать неоправданного применения силы и угроз для контроля поведения детей. Злоупотребление такими мерами воздействия на детей формирует у них аналогичное поведение и может стать причиной появления в их характере таких неприятных черт, как злость, жестокость и упрямство.
3.Сдерживайте агрессивные порывы ребенка непосредственно перед их проявлением (остановите окриком, отвлеките игрой, занятием, создайте физическое препятствие агрессивному акту (отвести руку, удержать за плечи).
4. Пресекайте любые агрессивные действия: останавливайте спокойно, с невозмутимым лицом, действуя при минимуме слов.
5. Обсуждайте поведение только после успокоения.
6.Обязательно показывайте ребенку, что такое поведение абсолютно неприемлемо.
7.Учите ребенка нести ответственность за свои поступки.
8. Пусть ребенок отвечает за что-нибудь в школе и дома.
9.Обидные слова, адресованные взрослому, целесообразно игнорировать, но при этом попытаться понять, какие чувства и переживания ребенка стоят за ними.
10. Нельзя угрожать и шантажировать, так как в какой-то момент это перестает действовать. Вы будете неубедительны и бессильны.
11.Дайте понять ребенку, что есть иные способы проявления силы и привлечения внимания.
12.Для преодоления и предупреждения агрессивного поведения можно использовать коллективные игры, способствующие выработки у детей терпимости и взаимовыручки.
13.Сохраняйте спокойный эмоциональный тон.
14. Никогда не позволяйте себе оскорблять ребенка, свое плохое настроение не срывайте, не разряжайте на нем.
15. Хвалите позитивные поступки для закрепления нового стиля поведения.
16. Не стремитесь угодить, не попадайте под влияние и не позволяйте манипулировать собой.
17. Учите ребенка предвидеть последствия своего поведения. «Что будет, если ты ….?»
Принципиально важно научить ребенка обладать собой, развивать у него ощущение контроля. Дети обязаны знать о вероятных последствиях собственных действий и о том, как их действия будут восприняты окружающими. Так же, всякий раз у них должна быть возможность обсудить неоднозначные вопросы с родителями и объяснить предпосылки собственных действий – это способствует развитию ощущения ответственности за свое поведение.
18. Показывайте ребенку личный пример эффективного поведения.
19. Четко ориентируйте в понятиях «хорошо», «плохо», «надо».
20. Помните, что запрет и повышение голоса – самые неэффективные способы преодоления агрессивности. Лишь поняв причины такого поведения и сняв их, вы можете надеяться, что агрессивность ребенка будет снята.
21.Для профилактики детской агрессивности очень важно поддерживать в семье атмосферу теплоты, заботы и поддержки. Чувство защищенности и уверенность в родительской любви способствуют более успешному развитию