Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка психолога Неуспеваемость в начальной школе

Неуспеваемость в начальной школе

11 Октября 2021

Неуспеваемость в начальной школе.

Информационные материалы для родителей.

Скачать статью

До сих пор одним из самых “больных” мест всех школ остаётся слабая успеваемость школьников. Причина кроется не только в несовершенных методах работы школ, но и в особенностях возраста, в психологической готовности ребёнка к школе.

Выявлено, что школьная неуспеваемость может быть следствием причин как не психологического характера: семейно бытовые условия, педагогическая запущенность, уровень образования родителей, так и психологического: недостатки в познавательной, потребностно-мотивационной сферах, индивидуально психологические особенности учащихся, несформированность анализа и синтеза. 

Неуспеваемость  выражается  в том, что ученик имеет слабые навыки чтения, счета, слабо владеет интеллектуальными умениями анализа, обобщения. Систематическая неуспеваемость  ведет к педагогической запущенности. Педагогически запущенные дети часто бросают школу, пополняют группы риска.

Психологические причины неуспеваемости детей

Неуспеваемость можно разделить на общую и специфическую. Под общей неуспеваемостью подразумевается стойкое, относительно длительное отставание ученика по обоим основным предметам школьной программы: языку и математике. Специфическое же отставание затрагивает лишь один из этих предметов при удовлетворительной или даже хорошей успеваемости по остальным предметам школьного курса.

Под трудностями учебной деятельности младшего школьника  понимают:

1.     Дисграфические ошибки при письме (специфические ошибки при нарушении письма):

Ошибки на замены и смешения букв, обозначающих звуки близкие по звучанию. В основе данных ошибок лежит нарушение фонемного распознавания (умение дифференциации) фонем родного языка. Чаще на письме  смешиваются буквы, обозначающие свистящие и шипящие звуки, звонкие и глухие, мягкие и твердые, аффрикаты и их компоненты (Ч-ТЬ, Ч-Щ, Ц-Т, Ц-С, С-Ш, Б-П, Д-Т).

Частыми ошибками являются замены гласных, находящихся даже в ударном положении, например, ТУЧА-ТОЧА, ДЕКАБРЬ-ДЕКОБРЬ и др.

Ошибки, обусловленные нарушением слоговой структуры слова. Механизмом данного вида ошибок является нарушение различных форм языкового анализа и синтеза: анализа предложений (Сколько слов в предложении? Какое второе слово в предложении? и др.). Несформированность умения делать анализ предложения обнаруживается в слитном написании слов, особенно предлогов со словами; в раздельном написании слов, особенно приставки и корня.

Наиболее распространенными являются следующие ошибки на письме: пропуски согласных при их стечении; пропуски гласных букв; перестановки букв; добавление лишних букв; пропуски, перестановки и добавления слогов.

Нарушение грамматического согласования слов в предложении. Проявляется в аграмматизмах на письме и обусловлены данные ошибки несформированностью лексико-грамматического строя речи. На письме это выражается в виде неправильного согласования и управления различных частей речи.

Дети не чувствуют интонационной и смысловой законченности предложения, поэтому не могут правильно на письме обозначить границу предложения.

Смешение букв сходных по начертанию. Существует нарушение письма, основным проявлением которого является неспособность овладеть графическим образом букв. В письменных работах при этом нарушении появляются ошибки в виде замен букв сходных по начертанию или имеющих одинаковые элементы. Наиболее часто наблюдаются смешения следующих букв: Д-Б, П-Н, П-И, Ш-Щ, Н-К, М-Л и др.

У детей с описанными выше нарушениями крайне медленно вырабатывается стабильная двигательная формула буквы. Изображение каждой буквы происходит с огромными физическими затратами и требует отдельного сознательного контроля.

Описанные типы специфических ошибок при дисграфии в чистом виде встречаются крайне редко. Обычно наблюдается смешанная картина. При специфических нарушениях письма отмечается неровный и неразборчивый почерк, замедленный темп письма, трудности в автоматизации графомоторного навыка.

Примерно 20% детей из всего класса могут пропускать буквы в письменных работах. Это явление имеет несколько причин — низкий уровень развития фонематического слуха, слабая концентрация внимания, несформированность приемов самоконтроля, индивидуально-типологические особенности личности.

2.Орфографические ошибки при хорошем знании правил

Около19% ребят постоянно допускают орфографические ошибки, хотя при этом могут наизусть ответить любое правило, — это случай так называемой «неразвитости орфографической зоркости». Возможные причины таковы: низкий уровень развития произвольности, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень объема и распределения внимания, низкий уровень развития кратковременной памяти, слабое развитие фонематического слуха.

 3.Нарушение чтения (дислексия)

Дислексии (от греческого «дис» – нарушение, отклонение от нормы, затруднение и «лего» – читать) – это состояния, основное проявление которых – стойкая, избирательная неспособность овладеть навыком чтения. Стойкая неспособность овладеть слогослиянием и автоматизированным чтением целыми словами, что нередко сопровождается недостаточным пониманием прочитанного. В основе расстройства лежат нарушения специфических церебральных процессов («церебро» – головной мозг (лат.)), в целом составляющих основной базис навыка чтения.

Чтение - вид речевой деятельности, в процессе которого буквенный код переводится в звуковой и осуществляется понимание прочитанного материала. Психофизической основой процесса чтения является взаимодействие работы зрительного, речедвигательного, слухового анализаторов и таких психических процессов как мышление, речь, память, внимание, воображение. Чтение – это один из видов письменной речи, являющейся более поздним и сложным видом, чем устная речь. Формируется чтение на базе устной речи.

Уметь читать это значит уметь:

  • соотнести имеющиеся представления о зрительном образе речевой единицы (слова, словосочетания, предложения) с увиденным (написанным) – увидеть;
  • соотнести зрительный образ речевой единицы с ее слухоречедвигательным образом – произнести;
  • соотнести зрительный образ речевой единицы с его значением - понять.

При дислексии одно и тоже слово ребёнок может прочитать и верно и неверно, ошибочное прочтение с каждой попыткой выглядит по-новому. Многие дети трудности при прочтении пытаются обойти путём угадывания слов, опираясь при этом на начальную часть слова или на сходство звучания, более старшие на контекст. Понимание прочитанного либо затруднено, либо полностью отсутствует (механическое чтение).

Встречаются и такие варианты дислексии, когда при очень низком качестве техники чтения, большом количестве допущенных ошибок, ребёнок может довольно полно пересказать основное содержание прочитанного. Встречаются и случаи противоположного характера: при довольно беглой технике чтения ребёнок почти ничего не понимает из прочитанного, он просто механически считывает текст.

4. Трудности в пересказе текста

Примерно 13,5% ребят испытывают затруднения при пересказывании текста. Причины: несформированность умения планировать свои действия, слабое развитие логического запоминания, низкий уровень речевого развития и образного мышления, заниженная самооценка.

5. Трудности в формировании счета и счетных операций (вычислительных навыков).

6. Трудности при решении математических задач

Около 14,8% детей испытывают трудности при решении математических задач − плохо развито логическое мышление, слабое понимание грамматических конструкций, несформированность умения ориентироваться на систему признаков, низкий уровень развития образного мышления.

7. Плохое знание таблицы сложения (умножения)

10,2% ребят плохо знают таблицу сложения (умножения). Это связано с низким уровнем развития механической памяти и долговременной памяти, со слабой концентрацией внимания и с несформированностью приемов учебной деятельности.

 

8. Невнимательность и рассеянность

Около 17% класса страдают невнимательностью и рассеянностью. Причины были выделены следующие: низкий уровень развития произвольности, низкий уровень объема внимания, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания.

9.Неусидчивость

Примерно 13,1% детей неусидчивы. Чаще всего это вызвано низким уровнем развития произвольности, индивидуально типологическими особенностями личности, низким уровнем развития волевой сферы.

10. Трудности в усвоении новых знаний

Примерно 12,7% детей испытывают трудности в понимании объяснения учителя с первого раза. Причины: слабая концентрация внимания, несформированность приема учебной деятельности, низкая степень восприятия и произвольности.

11. Постоянная грязь в тетради

У 11,5% детей постоянная грязь в тетради. Причина может находиться в слабом развитии мелкой моторики пальцев рук и в недостаточном объеме внимания.

12. Трудности в выполнении заданий для самостоятельной работы.

9,6% детей часто не справляются с заданиями для самостоятельной работы. Причины – несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

9,5% детей постоянно забывают дома учебные предметы. Причины – низкий уровень развития произвольности, низкий уровень концентрации и устойчивости внимания и основная причина – высокая эмоциональная нестабильность, повышенная импульсивность.

Ребенок плохо списывает с доски – 8,7% – не научился работать по образцу. 8,5% детей домашнюю работу выполняют отлично, а с работой в классе справляются плохо. Причины различны – низкая скорость протекания психических процессов, несформированность приемов учебной деятельности, низкий уровень развития произвольности.

6,9%  любое задание приходится повторять несколько раз, прежде чем ученик начнет его выполнять. Вероятнее всего, виноват низкий уровень развития произвольности и несформированность навыка выполнять задания по устной инструкции взрослого.

6,4% детей постоянно переспрашивают. Это может говорить о низком уровне объема внимания, о слабой концентрации и устойчивости внимания, о низком уровне развития переключения внимания и развитии кратковременной памяти, о несформированности умения принять учебную задачу.

5,5% ребят плохо ориентируются в тетради. Причины – низкий уровень восприятия и ориентировки в пространстве и слабое развитие мелкой мускулатуры кистей рук.

4,9% – часто поднимают руку, а при ответе молчат. Не воспринимают себя как школьника, или же у них заниженная самооценка, но возможны трудности в семье, внутреннее стрессовое состояние, индивидуально-типологические особенности.

0,97%  комментируют оценки и поведение учителя своими замечаниями. Причины – трудности в семье, перенесение функции матери на учителя.

0,7% детей долгое время не могут найти свою парту. Причины скрыты в слабом развитии ориентировки в пространстве, в низком уровне развития образного мышления и самоконтроля.

Некоторые категории детей младшего школьного возраста, которые относят к неуспевающим:

1. Дети с ЗПР (задержкой психического развития) – это дети, у которых по различным причинам произошли отклонения от возрастных норм. Такие дети с трудом выполняют задания. У них заниженная самооценка. К ним настороженно относятся другие ученики. Данное состояние неудовлетворенности своим положением в школе толкает их на ничем не мотивированные нарушения дисциплины: выкрикивание с места, драчливость, бегание по коридору. К такой группе детей целесообразно внедрять коррекционные классы. Для них там создается щадящий режим; школьная жизнь не травмирует их, а оздоровляет и развивает.

2. Недостаточно развитые для школы дети (они составляют ¼ всех неуспевающих). Такие дети имеют нарушения в раннем периоде развития (патология беременности и родов, родовые травмы). Они страдают различными хроническими заболеваниями. Чаще всего живут в неблагополучных микросоциальных условиях. С трудом приспосабливаются к школьным условиям, распорядку дня, учебной нагрузке. Составляют определенную группу риска по развитию школьной дезадаптации и неуспеваемости.

3. Функционально не созревшие дети. В большинстве случаях такие дети прилежно и добросовестно учатся, у них есть желание выполнять все учебные задания. Но уже в первые месяцы обучения их здоровье и поведение меняются. Некоторые становятся беспокойными, плаксивыми, вялыми, раздражительными, жалуются на головную боль, с трудом засыпают и плохо едят. Это объясняется тем, что происходит приспособление ребенка к новым условиям. Если через несколько месяцев ситуация не изменилась, тогда становится понятно, что некоторые функции организма еще не созрели для школы. У одних отсутствует школьная выносливость, другие не могут сосредоточиться, третьи имеют неудовлетворительные результаты вступительных тестов. Многие дети часто болеют, пропускают занятия и в результате чего начинают отставать. Таким образом, появляются отстающие, слабоуспевающие ученики.

4. Ослабленные дети. Среди первоклассников здоровы лишь 20-30%. По неполным данным, 30-35% детей страдают хроническими ЛОР- заболеваниями, 8-10% с нарушением зрения, более 20% первоклассников составляют группу риска по развитию близорукости; 15-20% имеют различные нарушения нервно-психической сферы. Такие дети с трудом приспосабливаются к обучению в школе. Их оберегали дома, не позволяли напрягаться, вследствие чего их развитие отстает от нормы (ограниченный запас знаний, навыков, плохая ориентация в окружающей обстановке, 23 трудности во взаимоотношениях со сверстниками, учителем, недостаточно развитая учебная мотивация). Есть совсем другая категория ослабленных детей. К таким относят детей, которым все было разрешено. Они неуправляемы, расторможены, быстро утомляются, не способны длительно работать, сосредотачиваться.

5. Системно-отстающие дети. Чрезмерные нагрузки, связанные с систематическим обучением, могут стать причиной значительного ухудшения у этих детей здоровья, особенно если в раннем периоде у него уже наблюдались нарушения в развитии. Трудности в обучении чаще всего встречаются у детей, которые имеют несколько видов нарушений в развитии, отсутствует общая гармония. Такие дети и составляют группу системно- отстающих. Незначительные отклонения, сочетаясь между собой, приводят к видимым нарушениям: расторможенности, гиперактивности. Они не могут организовать свою деятельность, не способны к фиксации внимания, не владеют собой, предпочитают делать то, что им приносит удовольствие. Нарушения поведения, как правило, приводят к трудностям в обучении письму, математике, чтению.

6. Нестандартные дети. Среди них все дети, кто «выпадает» по различным причинам из «средней школы»: высокоодаренные, талантливые, вундеркинды – и безнадежно отсталые, исключительные в умственном развитии, «медленные» дети и чрезмерно «быстрые».

7. Депривированные семьей и школой дети. Социальная запущенность детей: алкоголизм родителей, атмосфера ссор, конфликтов, жестокости и холодности, несправедливости. Педагогическая запущенность детей. На практике же выделяют группы сильных, слабых и средних учеников. Важными критериями являются успеваемость и дисциплина. Одним из важнейших условий для развития познавательной активности является формирование положительной самооценки. Иногда у детей складывается негативное представление о своих способностях. И находясь перед необходимостью проявить познавательную активность, реагируют словами: «Я не могу», «Я не знаю, как это сделать» и т. д. В таких случаях всегда эффективна технология эмоциональной поддержки. Эмоциональная поддержка – это технология образования, которая отличается от традиционных педагогических технологий тем, что она осуществляется в процессе взаимодействия взрослого с ребенком и предполагает создание атмосферы эмоционального комфорта, взаимопонимания, способность принять ребенка таким, какой он есть. Такая технология предотвращает негативные личностные проявления, связанные с неуспехами в учебной деятельности.

При всех возникающих проблемах с младшим школьником, необходимо обращаться к специалистам, и как можно раньше, чтобы не накапливать огромный «ком» проблем, которые потом невозможно будет уже разрешить.

Обращайтесь:

  •  к школьному психологу,
  • логопеду,
  • учителю—дефектологу.
  • на консультацию в центры сопровождения
  • на консультацию к медицинским специалистам
  • на консультацию в ПМПК

Скачать статью

Политика конфиденциальности