Заикание это речевое нарушение, которое характеризуется нарушением темпа, плавности, ритма и мелодики речи. Темп — скорость произнесения речи; к мелодике относится повышение или понижение голоса для выражения интонации: утвердительной, восклицательной или вопросительной. Ритм речи — это чередование ударных и безударных слогов по силе и длительности в общепринятой языковой ситуации. Плавность речи, прежде всего, выражается в правильном умении распределения речевого дыхания и правомерном логическом ударении.
Обычно заикание возникает в дошкольном возрасте у детей в период от 2 до 5 лет. В период бурного становления и развития речи. Многие родители не сразу обращают внимание на речевые недостатки, объясняя их различными недоразумениями.
Как это проявляется практически? Ребёнок начинает несколько раз повторять первый звук или слог в слове, например: м-м-м-мама, ма-ма-ма-машина или внезапно делает паузу в середине слова или фразы. Дыхание при этом нарушается, становится неровным, прерывистым, коротким и ребёнку в связи с этим трудно говорить. Родители часто объясняют эти явления баловством или усталостью, дурачеством и др.
Но следует обратить внимание и на поведение ребёнка. Он становиться капризным, раздражительным, иногда истеричным, пугливым. Избегает общения со сверстниками, предпочитая играть в одиночестве. А тем временем речь становиться всё хуже и хуже,
Наряду с речевыми и поведенческими проявлениями у детей наблюдается снижение аппетита, нарушается сон, дети затрудняются себя обслуживать, мелкая моторика развита плохо. Причины появления заикания могут быть различными. В народе самым распространенным поводом считается внезапный испуг ребенка( собака напугала, машина громко загудела, упал и испугался и т. д. ) Возможно такие выводы лежат на поверхности, т.к. сразу после таких или подобных событий ребенок начал заикаться. Но почему другие дети (и их большинство) в таких же ситуациях продолжают развиваться нормально и никакое заикание им не грозит? Скорее всего, фактор стрессовой ситуации срабатывает, как спусковой крючок и запускает патологические процессы у детей с ослабленным здоровьем. Исследования показали, что вероятнее всего заикание появляется у детей с ослабленной центральной нервной системой. У нервно-ослабленных детей заикание может проявиться в результате ухудшения общего состояния здоровья ребенка, в связи с перенесенным заболеванием, в результате неправильного воспитания (от чрезмерной ласки до грубого наказания), внезапной стрессовой ситуации или длительного стрессового напряжения (постоянные окрики, запугивание, помещение в виде наказания в темную комнату, чрезмерная нагрузка чтением книг, заучиванием стихотворений и обязанностью выступать перед родственниками и знакомыми и многое другое),
Заикание сопровождается рядом непроизвольно возникающих судорог. Характер судорог бывает разным, как и место возникновения. В зависимости от места возникновения судорог различают три вида заикания: дыхательный тип, голосовой и артикуляционный. При дыхательном типе нарушается нормальный темп и ритм дыхания. Ребёнок начинает говорить на вдохе, а выдох становится коротким или наоборот выдох преобладает над вдохом.
При голосовом типе судорог у ребёнка голосовая щель остается, раскрытой и ребенок вынужден говорить шепотом или молчать, голос внезапно прерывается.
При судорогах в речевом аппарате происходит длительная напряжённая смычка губ, языка, вследствие чего у заикающегося происходит длительная пауза перед произнесением необходимого слова или многократное повторение начальной согласной.
Параллельно с речевыми нарушениями у заикающихся детей наблюдается нарушение общей моторики — движения неловкие, нескоординированные, аритмичные. Дети не могут прыгать, бегать, ловить мяч, одновременно говорить и производить другие ритмичные движения.
ЛИТЕРАТУРА
Выгодская И. Г., Пеллингер Е. Л., Успенская Л. П. Устранение заикания у дошкольников в игре. Пособие для логопедов. — М.: «Просвещение», 1984.
Миссуловин Л. Я. Лечение заикания. — Ленинград: «Медицина», 1988.
Рау К. Ф., Синяк В. А. Логопедия. Пособие для учащихся логопедических училищ. — М.: «Просвещение», 1969.
Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. — М.: «Просвещение», 1989.