Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка логопеда Развитие и уточнение пространственных представлений

Развитие и уточнение пространственных представлений

21 Апреля 2020

При работе по развитию пространственных ориентировок исходим из осознания детьми схемы собственного тела, определения направления в пространстве, ориентировка в окружающем малом пространстве. После этого переходим к тренировке в определении последовательности предметов или их изображений, а также графических знаков.

Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

Следующее по сложности задание- вычленение одного из звеньев в цепи однородных предметов, изображений, графических знаков. Эти задания создают предпосылки для воспитания элементарного звукового анализа на уровне слога и слов .Своеобразным элементом в развитии пространственных дифференцировок становится изучение темы «Предлоги»

Выяснение круга временных представлений ребенка предполагает уточнение и активизацию соответствующего словарного запаса, а также пропедевтику усвоения времен глагола.

 ПРОСТРАНСТВЕННЫЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ

1. Прослушать стихотворение В. Берестова:

Стоял ученик на развилке дорог.

Где право, где лево — понять он не мог.

Но вдруг ученик в голове почесал

той самой рукою, которой писал

и мячик кидал, и страницы листал,

и ложку держал, и полы подметал.

«Победа!» — раздался ликующий крик:

где право, где лево — узнал ученик.

2. Проверка и уточнение представлений детей о схеме тела.

— Поднять свою «главную» руку, назвать её (правая или левая).

— Поднять другую, назвать её.

У «левшей» главной будет левая рука и это абсолютно нормально.

3. Соотнести части тела с правой рукой и назвать их (правая щека, правый глаз, нога и т. д.)

Соотнести с левой рукой по аналогии...

4. По инструкции взрослого показать, например, правую бровь, левое колено, левый локоть и т. д. до появления уверенной ориентировки в схеме собственного тела.

5. Определение направлений в пространстве:

— вытянуть в сторону правую руку. Перечислить предметы, находящиеся с этой стороны, т. е. справа;

— аналогично — слева.

— повернуть голову влево..., вправо;

— наклонить голову к правому плечу, к левому плечу;

— наклониться телом вправо, влево.

6. Уточнение пространственных взаимоотношений:

— стоя в колонне, назвать стоящего впереди, стоящего сзади;

— стоя в шеренге, назвать стоящего слева, стоящего справа;

— сидя за столом, определить его правый и левый края.

7. Определить место «соседа» по отношению к себе, соотнеся это с соответствующей своей рукой («Петя справа от меня»);

— определить своё место по отношению к «соседу», ориентируясь на соответствующую руку «соседа» («Я сижу слева от Пети»).

8. Знакомство со схемой тела стоящего напротив:

— стоя спиной к маме (семье), ребёнок поднимает руку по заданной инструкции («Подними правую руку», «Постой на левой ноге»).

— не опуская поднятой руки, повернуться лицом к маме. У мамы поднята аналогичная рука. Сопоставив положение понятых рук (у ребёнка и мамы), делаем вывод о противоположном расположении правых и левых частей тела у лиц, стоящих друг против друга. Это задание желательно проиграть несколько раз, с разными участниками до полного понимания ситуации.

9. Стоя попарно лицом друг к другу, по команде взрослого один из каждой пары определяет сначала у себя, а затем у напротив стоящего правую руку, левое плечо и т. д.

Затем роли меняются.

10. Стоя попарно лицом друг к другу один из участников молча показывает на себе отдельные части тела, а другой комментирует («Это твоё правое плечо»...).

Определение линейной последовательности предметного ряда.

11. Самая элементарная игра в кубики, строительный  и др. конструкторы с различными цветными элементами.

Условия игры. Ребёнок сидит за столом. У него 4-6 разноцветных кубиков или др. деталей от конструктора. Выстраиваем в ряд кубики. Например: сначала красный, потом зелёный, за ним синий и т. д. Таким образом ребёнок выстраивает ряд в направлении слева направо и вслух перечисляет кубики в этом направлении. Затем назвать кубики в обратном направлении, т. е. справа налево.

12. Игра «Где меня найти?»

Цель. Упражнять детей в нахождении одного предмета в ряду однородных.

Условия и дидактический материал такие же, как в предыдущей. Найти и показать

заданный кубик в ряду остальных. Предварительно поупражняйтесь в нахождении первого кубика справа, или первого кубика слева. Затем задание усложняется. Найти третий кубик справа и показать его левой рукой...

13. Определить правый или левый рукава у блузки, лежащей спинкой вниз, а потом спинкой вверх. Определить правый и левый карманы на брюках или платье.

14. Как определить правый и левый берег реки?

15. Зрительный диктант (на материале геометрических фигур, различных трафаретов и т. п.).

— Рассмотреть образец (ряд фигур или трафаретов, изображений предметов);

— перечислить их несколько раз, запоминая последовательность;

— образец закрывается;

— выложить по памяти этот ряд из индивидуального раздаточного материала;

— повторная демонстрация образца;

— проверка правильности выполнения.

Протяжённость ряда постепенно увеличивается по мере тренировки.

16. Последовательность цифрового ряда на примере чисел первого десятка:

1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9.

— Назовите первое число слева, первое число справа. Какое из них больше? В каком направлении возрастают числа в ряду? (слева направо);

— прочитайте ряд в обратном порядке. Как изменяется величина чисел в этом направлении?

17. Покажите число 4. Есть ли у него соседи в ряду? Какое число стоит слева от 4? Больше или меньше оно, чем 4? Сравните числа по величине (Вправо числа возрастают и наоборот). Аналогично рассматриваем и другие числа.

18. Показать соседа слева. Ведущий называет с паузами числа: 7, 3, 9, 5... Учащиеся показывают соответственно: 6, 2, 8, 4..., после чего повторяется вывод о величине числа, стоящего левее в ряду чисел.

19. Показать соседа справа. Работа проводится аналогично.

20. Вернуть число на место.

В числовом ряду пропущено любое число, его нужно вернуть на место. 1, 2, 3, 4, 5, 6, 8, 9.

Пропущено число 7. оно больше числа 6 на одну единицу, стоит справа от него и т. д.

21. Графические диктанты. Используем точки, стрелочки, клетки в тетради, кружочки и т. д.

Такие задания способствуют тренировке руки и взора в последовательном перемещении в заданном направлении.

 

Составлено по материалам:

Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: «Владос», 1995.

Распечатать статью

 

Политика конфиденциальности