Каждая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. В актах чтения и письма происходит взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов. Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. По конкретному способу отражения мозгом основных форм движущейся материи выделяют: зрительно-пространственное; слуховое пространственное различие; кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение; костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение.
Слуховой, зрительный и двигательный анализаторы имеют парное строение. Как известно, левое полушарие головного мозга имеет в своём подчинении правую половину тела, а правая гемисфера — левую половину тела. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Такое восприятие складывается с рождения ребёнка и в процессе его дальнейшего развития из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. Это комплексное восприятие носит название «схемы тела». Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях.
Главным средством познания пространственных признаков и отношением между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением. С выделением ведущей руки осязание руками осуществляется в условиях их функционального неравенства.
Показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга является установление чёткой латерализации, то есть установление доминантной роли одного из полушарий (у правшей ведущим является левое, а у левшей — правое полушарие). Процесс дифференциации собственного тела, то есть установление латералиты, завершается в основном к шести годам.
В последние годы среди обучающихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По некоторым данным, их может быть 20-25% от общего количества обучающихся в классе. Сегодня актуальны следующие вопросы: леворукость — это патология или норма, что делать с леворуким ребёнком (переучивать или нет), если нет, то по чему и как учить, как выделить леворукого ребёнка, как определить, какая рука ведущая?
Отвечая на главный вопрос, утверждаем: леворукость — это не патология, а особая организация работы мозга.
Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, педагоги неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Поэтому важно уметь определить ведущую руку. Важно знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребёнка. У леворукого ребёнка, пишущего левой рукой, трудностей при обучении письму возникает не больше, чем у праворукого.
Определение ведущей руки требует определённой компетентности. Мы предлагаем несколько видов заданий, наиболее доступных и не требующих специальной подготовки:
1. Переплести пальцы рук — большой палец какой руки будет сверху?
2. «Поза Наполеона» — у левшей кисть левой руки на правом предплечье.
3. Попрыгать на одной ноге — прыгает на ведущей.
4. Ударить ногой по мячу — бьёт ведущей ногой.
5. Посмотреть в калейдоскоп, подзорную трубу — подносит к ведущему глазу.
6. Приложить к уху часы (если используются другие предметы, они должны лежать перед ребёнком строго посередине) — подносит к ведущему уху.
Если всё указывает на «правшество», а одна-две пробы нет, возможно, имеются элементы «левшества», что может добавить проблем в обучении. В этом случае необходимо добавить упражнения на развитие латеральной ориентации (по картинкам, по предметам, найти, что справа, а что слева, графические диктанты по клеточкам и тому подобное). Если же вы затрудняетесь в определении латеральности ребёнка, то обратитесь за советом к психологу.
При выборе ведущей руки для письма возникают некоторые сложности для амбидекстров (для тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). В этом случае лучше учить ребёнка писать правой рукой.
Одной из причин низкой эффективности обучения письму леворуких детей является отсутствие альтернативной адекватной методики обучения и отсутствия специально разработанных для леворуких детей рабочих Прописей, учитывающих особенности функционального развития и организации деятельности леворуких детей.
Начиная обучение леворукого ребёнка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение ручки, тетради и руки при письме:
— леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно4 сантиметраот кончика пера;
— ручка должна составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим);
— рука при письме должна быть под линией письма;
— тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела к левой руке;
— правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости;
— свет при письме должен падать справа.
При изучении буквы необходимо:
1. Зафиксировать внимание детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов;
2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева направо);
3. Объяснить детям, как соединяются буквы с помощью соединительного элемента, в каких случаях он необходим, а в каких нет;
4. Подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз.
Литература
1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок / М. М. Безруких. — М.: Вентана Граф, 2005. — 64 с.
2. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребёнку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 239 с.
3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: 1983.