Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка логопеда Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи

Определение латерализации как профилактика нарушений письменной речи

17 Апреля 2020

Каждая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. В актах чтения и письма происходит взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов. Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. По конкретному способу отражения мозгом основных форм движущейся материи выделяют: зрительно-пространственное; слуховое пространственное различие; кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение; костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение.

Слуховой, зрительный и двигательный анализаторы имеют парное строение. Как известно, левое полушарие головного мозга имеет в своём подчинении правую половину тела, а правая гемисфера — левую половину тела. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Такое восприятие складывается с рождения ребёнка и в процессе его дальнейшего развития из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. Это комплексное восприятие носит название «схемы тела». Сенсомоторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях.

Главным средством познания пространственных признаков и отношением между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением. С выделением ведущей руки осязание руками осуществляется в условиях их функционального неравенства.

Показателем нормальной деятельности обоих полушарий головного мозга является установление чёткой латерализации, то есть установление доминантной роли одного из полушарий (у правшей ведущим является левое, а у левшей — правое полушарие). Процесс дифференциации собственного тела, то есть установление латералиты, завершается в основном к шести годам.

В последние годы среди обучающихся начальных классов всё чаще встречаются леворукие дети. По некоторым данным, их может быть 20-25% от общего количества обучающихся в классе. Сегодня актуальны следующие вопросы: леворукость — это патология или норма, что делать с леворуким ребёнком (переучивать или нет), если нет, то по чему и как учить, как выделить леворукого ребёнка, как определить, какая рука ведущая?

Отвечая на главный вопрос, утверждаем: леворукость — это не патология, а особая организация работы мозга.

Переучивая ребёнка, изменяя ведущую руку, педагоги неизбежно вызывают перестройку в деятельности мозга. Поэтому важно уметь определить ведущую руку. Важно знать и понимать нецелесообразность, а порой и вред переучивания для нормального развития и здоровья ребёнка. У леворукого ребёнка, пишущего левой рукой, трудностей при обучении письму возникает не больше, чем у праворукого.

Определение ведущей руки требует определённой компетентности. Мы предлагаем несколько видов заданий, наиболее доступных и не требующих специальной подготовки:

1. Переплести пальцы рук — большой палец какой руки будет сверху?

2. «Поза Наполеона» — у левшей кисть левой руки на правом предплечье.

3. Попрыгать на одной ноге — прыгает на ведущей.

4. Ударить ногой по мячу — бьёт ведущей ногой.

5. Посмотреть в калейдоскоп, подзорную трубу — подносит к ведущему глазу.

6. Приложить к уху часы (если используются другие предметы, они должны лежать перед ребёнком строго посередине) — подносит к ведущему уху.

Если всё указывает на «правшество», а одна-две пробы нет, возможно, имеются элементы «левшества», что может добавить проблем в обучении. В этом случае необходимо добавить упражнения на развитие латеральной ориентации (по картинкам, по предметам, найти, что справа, а что слева, графические диктанты по клеточкам и тому подобное). Если же вы затрудняетесь в определении латеральности ребёнка, то обратитесь за советом к психологу.

При выборе ведущей руки для письма возникают некоторые сложности для амбидекстров (для тех детей, которые одинаково хорошо владеют и правой, и левой рукой). В этом случае лучше учить ребёнка писать правой рукой.

Одной из причин низкой эффективности обучения письму леворуких детей является отсутствие альтернативной адекватной методики обучения и отсутствия специально разработанных для леворуких детей рабочих Прописей, учитывающих особенности функционального развития и организации деятельности леворуких детей.

Начиная обучение леворукого ребёнка письму, помните, что на первых этапах обучения он нуждается в специальной помощи. Особое значение для леворукого ребёнка имеет положение ручки, тетради и руки при письме:

— леворукий ребёнок должен держать ручку выше, чем праворукий — на расстоянии примерно4 сантиметраот кончика пера;

— ручка должна составлять одну линию с рукой (или угол должен быть очень небольшим);

— рука при письме должна быть под линией письма;

— тетрадь располагается под наклоном вправо примерно в 20 градусов и сдвинута влево от центра тела к левой руке;

— правая рука придерживает тетрадь в нужном положении и передвигает её по мере необходимости;

— свет при письме должен падать справа.

При изучении буквы необходимо:

1. Зафиксировать внимание детей на правосторонней, левосторонней ориентации всех элементов;

2. Особое внимание следует уделить направлению письма на строке (слева направо);

3. Объяснить детям, как соединяются буквы с помощью соединительного элемента, в каких случаях он необходим, а в каких нет;

4. Подробно разобрать траекторию движения руки при письме каждой буквы, зафиксировать внимание на элементах, выходящих за строку вверх и вниз.

  

Литература

 

1. Безруких М. М. Леворукий ребёнок / М. М. Безруких. — М.: Вентана Граф, 2005. — 64 с.

2. Пишу красиво и правильно: Как помочь ребёнку научиться писать, закрепить навык и скорректировать трудности / М. М. Безруких. — Екатеринбург: Рама Паблишинг, 2010. — 239 с.

3. Садовникова И. Н. Нарушение письменной речи у младших школьников / И. Н. Садовникова. — М.: 1983.

Политика конфиденциальности