Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка логопеда Нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста

Нарушение речевого развития у детей дошкольного возраста

20 Октября 2021

 Скачать статью

Краткая характеристика речи

Прежде чем начать разговор о работе по коррекции нарушений речевого развития у детей дошкольного возраста, кратко остановимся на этапах становления речи в норме.

Для нормального речевого развития любого человека необходимы дополнительные обязательные условия: здоровое состояние ЦНС, достаточно развитые органы слуха, зрения, обоняния, осязания и в должной мере сформированные речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

Но и этого недостаточно. Речевое развитие ребёнка должно проходить в комфортном взаимодействии с окружающими его взрослыми людьми. Те или иные отклонения могут привести к различного рода нарушениям в формировании правильной речи у детей. В свою очередь сами нарушения могут носить функциональный или органический характер.

Функциональными причинами могут быть общая ослабленность организма ребёнка или чрезмерная подвижность, что, в свою очередь, отрицательно сказывается на процессах внимания, а также недостаточное общение с ребёнком или отсутствие речевого общения: например, глухонемые родители и т. д.

К органическим причинам относятся снижение слуха, травмы головы, аномалии строения периферического артикуляционного аппарата, нарушения когнитивной сферы и другое. Как правило, детям с задержками речевого развития функционального характера достаточно посещать общеобразовательные дошкольные учреждения, где в процессе общения со сверстниками и посещением  занятий по развитию речи происходит постепенное улучшение и правильное становление речевых компетенций.

Если ребёнок продолжает испытывать трудности в речевом развитии, нужно подключать специалистов: логопеда, невролога, психиатра и т. д. Однако это не относится к такому виду речевого нарушения, как заикание. Как правило, эта речевая патология требует специальной коррекционной работы логопеда и медикаментозного лечения детским неврологом или психиатром. Поэтому при первых признаках заикания или подозрении на оное обязательно обращаемся за помощью к неврологу.

Для детей с органическими поражениями обязательно обращение к таким специалистам, как детский невролог, психиатр. Полезно пройти консультацию или обследование у специалистов ТПМПК — для получения компетентной помощи и определения дальнейшего образовательного маршрута.

В норме в период от двух до трёх лет у ребёнка бурно развивается словарный запас. К двум годам словарь ребёнка достигает порядка 200-400 слов. Это происходит в процессе взаимодействия детей с различными предметами, явлениями, действиями, в ходе общения со взрослыми, окружающими ребёнка. Ребёнок знакомится со свойствами предметов и устанавливает простейшие связи между ними, учится обобщать их по сходным признакам. Однако способность понимать обобщённые значения слов развито ещё слабо.

На третьем году жизни появляется более точное произношение слов, ребёнка могут понимать окружающие, но всё же произносительная сторона речи пока сильно страдает. Дети пропускают в слове отдельные слоги, звуки, особенно в многосложных словах или в словах со стечением согласных. Или наоборот вставляют лишние звуки. Таким образом, в этом возрасте важно окружить ребёнка правильным образцом речевого общения.

Грамматический строй речи в этом возрасте достаточно своеобразный. Как правило, ребёнок пользуется односложными предложениями, но и пытается строить предложения из трёх и более слов. При этом нередки грамматические ошибки на согласование слов в предложении по числу и роду и неправильное употребление союзов и предлогов.

О произносительной стороне в этом возрасте можно судить только после достаточного накопления словарного запаса у ребёнка, так как звуки речи и их различные сочетания усваиваются детьми лишь через слово, как наименьшую единицу речи.

В норме к двум годам ребёнок усваивает губные звуки (п, п’, б, б’, м, м’), губно-зубные (ф, ф’, в, в’), переднеязычные (т, т’, д, д’, н, н’, с’, л’), заднеязычные (к, к’, г, г’, х, х’). Шипящие (ш, ж, ч, щ) и сонорные (р, р’, л) дети обычно пропускают или заменяют на близкие по звучанию и доступные по произношению на данный временной период. Большое значение имеет возможность ребёнка овладеть движениями органов артикуляционного аппарата, которые контролируются слуховым анализатором. Особо выделяется при звучании речи детей в этом возрасте смягчение согласных звуков.

На четвёртом году жизни продолжается непрерывное накопление и расширение словарного запаса. Количество слов увеличивается до 800-1000 единиц, более того, улучшается качественное значение слов. Дети любят слушать небольшие сказки, стихи, рассказы и пытаются пересказать их. Произносительная сторона речи в этом возрасте остаётся несовершенной. Недостатки в произношении наблюдаются в словах со стечением согласных звуков, в малопроизносимых словах, в многосложных словах. Причём недостатки в произношении слов носят не только фонетический акцент. Наблюдаются сокращения слов (сина — машина), перестановка звуков (корвик — коврик), пропуски или вставки согласных звуков в словах со стечением согласных в слове (соны — сосны, булочика — булочка).

Грамматика пока также несовершенна. Наблюдается неправильный порядок слов в предложении (я буду нет), допускаются ошибки в согласовании и управлении слов в предложении. Предложные конструкции зачастую нарушены значительно. Звукопроизношение носит специфический характер. Остаётся смягчение согласных. Свистящие звуки с, з, ц и шипящие ш, ж, ч, щ произносятся недостаточно чётко, пропускаются или заменяются на другой, более лёгкий по произношению звук (сапка, вук, дамок — шапка, жук, замок). Звук л или пропускается, или заменяется на мягкий л’, или другой более лёгкий для произношения звук (лёдка — лодка, мыво купива — мыло купила). Звуки р, р’ часто уже произносятся детьми, но не чётко, или заменяется другими звуками, ещё встречаются неправомерные замены (руна — луна).

Таким образом, у детей четвёртого года жизни всё ещё несовершенны речедвигательный и речеслуховой анализаторы.

У пятилетних детей словарный запас существенно увеличивается — до 2500-3000 слов. Пропуски и перестановки встречаются очень редко и, как правило, в словах со сложной слоговой структурой или редко употребляемых словах (абразура — амбразура, курукуза — кукуруза). Грамматический строй речи достаточно структурирован, дети пользуются сложными предлогами, используют распространённые предложения. При оформлении высказывания ребёнок использует все основные части речи.

К шести годам звукопроизношение практически сформировано. Мало того, ребёнок сам может определить недостатки произношения не только в своей речи, но и у других участников речевого общения. Однако, отдельные недостатки звукопроизношения проявляются в нечетком произношении шипящих, встречаются замены р на л или й, твердый л на мягкий л’. В словах со сложной слоговой структурой наблюдается неустойчивое употребление сформированных звуков.

Мы оставили за скобками период развития речи детей от 0 до 1 года, а ведь этот период также играет большую роль в развитии речи ребёнка. Собственно уже на третьем месяце у малышей появляются первые звуки и звукосочетания. Это знаменитые гы-гы, кхы, к..., г... Во время гуления ребёнок вообще производит много звуков: а-а-а, ма, ам, гу, бу, пф и др. В 4-5 месяцев ребёнок активно гулит, повторяет отдельные слоги более чётко: ма-ма-ма, бу-бу-бу, тя-тя-тя, затем пытается повторять звуки и слоги за взрослым и к году при нормальном течении развития ребёнок говорит 10-20 слов. Желательно в этот период с ребёнком не сюсюкать, разговаривать доброжелательным правильным языком, не подделываться, даже невольно, под детскую речь.

На втором году развития ребёнок быстро расширяет свой словарный запас. Пассивная сторона намного обгоняет активную сторону речи. К концу второго года у нормально развивающегося ребёнка в словарном запасе 200-400 слов. Многие слова дети произносят неправильно, в отдельных случаях только близкие могут расшифровать, о чём говорит малыш. Роль взрослого в этот период очень значима для ребёнка. Именно в это время важно привлекать и стимулировать желание малышей к речевому общению, вслушиваться в речь окружающих, понимать и повторять за взрослым звуки и слова по подражанию. Это будет способствовать развитию органов артикуляции ребёнка и развитию фонематических процессов, в первую очередь — фонематического слуха.

К. И. Чуковский писал: «Рифмотворчество в двухлетнем возрасте — неизбежный этап нашего развития. Ненормальны или больны те младенцы, которые не проделывают таких языковых экзерсисов. Это именно экзерсисы, и трудно придумать более рациональную систему упражнений в фонетике, чем такое многократное повторение всевозможных звуковых вариаций» (От двух до пяти. — М., 1974. — С. 178).

 

ЛИТЕРАТУРА

Белова-Давид Р. А. Нарушение речи у дошкольников. — М.: «Просвещение», 1972.

Фомичёва М. Ф. Воспитание у детей правильного произношения. Практикум по логопедии. — М.: «Просвещение», 1989.

 Скачать статью

 

Политика конфиденциальности