Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка логопеда Эволюция пространственного различения

Эволюция пространственного различения

15 Апреля 2020

Существуют так называемые неречевые, но обязательные процессы, участвующие в формировании навыков письма и чтения. Это пространственно-временные представления. Как отмечал Лесгафт П.Ф., каждая сознательная работа требует серьёзного понимания значения пространства и времени и умения справляться с этими соотношениями не по книге, а на деле. Для решения проблемы нарушений письменной речи этот процесс имеет существенное значение, т. к. в самих процессах письма и чтения происходит взаимная трансформация пространственной последовательности графических знаков и временной последовательности звуковых комплексов (пишем слова слева направо в определённой последовательности и соблюдая строчку).

Временной и пространственный аспекты восприятия и воспроизведения речи не могут быть разобщены. Всеобщая значимость как временных, так и пространственных отношений предметов, явлений обусловлена самим фактом существования всего живого в границах определённого отрезка времени и определённого пространства.

Уже на первых ступенях развития животного мира появились специальные органы, отражающие определённые отношения во времени и пространстве. По конкретному способу отражения мозгом человека основных форм движущейся материи выделяют:

— зрительно-пространственное различение;

— слуховое пространственное различение;

— кожно-осязательное (тактильное) пространственное различение;

— костно-мышечное (кинестетическое) пространственное различение.

Слуховой, зрительный, двигательный анализаторы имеют парное строение.

Как известно, левое полушарие головного мозга имеет в своём подчинении правую половину тела и наоборот. Различение человеком пространства формируется на основе восприятия им собственного тела. Это восприятие складывается из сочетания пространственно-тактильной чувствительности, мышечно-суставных и органических (внутренностных) ощущений. И это комплексное восприятие человеком собственного тела носит название «схемы тела» (Б. Г. Ананьев).

Процесс формирования схемы тела у ребёнка связан с развитием дифференцирующей работы коры головного мозга. Сенсо-моторная деятельность направлена на установление отношений между движением и соответствующими изменениями в различных сенсорных полях. Целостная система (схема тела) складывается не сразу. Исследования показали, что главным средством познания пространственных признаков и отношений между предметами внешнего мира становится активное осязание руками вместе со зрением. С выделением ведущей руки осязание руками осуществляется в условиях их функционального неравенства. При чёткой латерализации выявляется предпочтение в использовании одной стороны в работе парных сенсо-моторных органов — единообразно: при правосторонней латералите — правой руки, правой ноги, правого глаза, правого уха; при левосторонней — левых рецепторов. В обычной жизни говорим об определении «ведущая» рука, нога, «ведущий» глаз, ухо.

Перекрёстная, и/или «порочная» латерализация обнаруживает себя в случаях, когда у ребёнка, например, при ведущей правой руке ведущим является левый глаз или ухо. В этих случаях можно говорить о задержке в формировании латерализации, что в свою очередь указывает на то, что не установилась доминантная роль одного из больших полушарий головного мозга. Термин «доминантное полушарие» справедлив, главным образом, в отношении речевой функции, т. к. в большинстве случаев у правшей речевые зоны коры головного мозга расположены в левом полушарии, а у левшей — в правом.

Окончательное установление латералиты, т. е. процесс «дифференциации собственного тела», завершается в норме, в основном, к шести годам. Задержка процесса латерализации рассматривается, как одна из предпосылок нарушения формирования письменной речи.

Многие исследователи выражают мнение, что хорошо латерализированный ребёнок имеет в своём правшестве или чётком левшестве ясные «справочные пункты», т. к. слабо латерализованный ребёнок теряет опорные пункты, важные для его конструктивных действий и ориентировок. При работе с такими детьми педагог должен учитывать особенности становления латерализации, но и помнить о компенсаторных возможностях развития своих воспитанников. Переучивать и/или навязывать силой нельзя. Существует много литературы по обучению и развитию этих детей.

Литература

1. Садовникова И. Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. — М.: «Владос», 1995.

2. Логопедия: Учебник (под редакцией Волковой Л. С.). — М.: «Владос», 1998.

Распечатать статью

Политика конфиденциальности