Так что же такое фонематический слух и фонематическое восприятие?
Это тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы(звуки) родного языка. Фонематический слух, являясь частью физиологического слуха, направлен на соотнесение и сопоставление слышимых звуков с их эталонами, которые хранятся в памяти человека упорядочение — в «решетке фонем».
Понятие «фонематический слух» следует отличать от понятия «фонематическое восприятие».
Многие считают, что фонематический слух и фонематическое восприятие – это одно и то же. На самом деле – это два разных понятия.
Фонематический слух (или речевой слух)– это способность различать в потоке отдельные звуки речи, обеспечивающие понимание слов и их значений. Без речевого слуха речевое общение невозможно. Речевой слух начинает формироваться у детей, когда они слушают речь окружающих людей или же когда говорят сами. Фонематический слух – это частичка языковой интуиции, которая передается по наследству, как генетический фактор. Сначала развивается способность различать гласные звуки, затем согласные. Процесс формирования фонематического слуха при нормальном речевом развитии завершается к 2,5 – 3 годам. Далее на базе фонематического слуха начинает развиваться фонематическое восприятие.
Фонематическое восприятие — это способность различать фонемы и определять звуковой состав слова. Сколько слогов в слове мак? Сколько в нем звуков? Какой согласный звук стоит в конце слова? Какой гласный звук в середине слова? Именно фонематическое восприятие помогает ответить на эти вопросы.
Выделяется 4 стадии развития:
1 – способность узнать звук в слове
2 – способность выделить первый и последний звук в слове
3 – способность определить последовательность и количество звуков в слове
4 – способность определить место звука в слове по отношению к другим звукам.
Правильное развитие фонематического слуха и фонематического восприятия лежит в основе безошибочного усвоения письма и чтения в процессе школьного обучения.
Первая и вторая стадии фонематического восприятия развиваются естественно, по мере роста малыша, тогда как третья и четвертая – являются результатом систематического обучения. На базе сформированного фонематического слуха и фонематического восприятия дети довольно легко и быстро учатся читать и писать.
Если фонематический слух или фонематическое восприятие не развилось достаточно качественно или остановилось на одной из ступеней, то у ребенка в дошкольном возрасте появляется ФФНР (фонетико-фонематическое недоразвитие), которое в школе переходит в дислексию и дисграфию.
Под фонематическим слухом принято понимать «тонкий, систематизированный слух, позволяющий различать и узнавать фонемы родного языка». Фонематический слух отличается от физиологического слуха и является его составной частью. (Т.Б.Филичева)
Фонематическое восприятие же представляет собой «способность различать фонемы и определять звуковой состав слова» (Т.Б.Филичева).
По материалам Г.В.Чиркиной