На раннем периоде становления речи у ребёнка иногда проявляются речевые запинки.
Обычно этот эксцесс происходит тогда, когда бурно развивается экспрессивная сторона речи, т. е. непосредственно на стадии развития процесса говорения. Обычно родители сразу обращают внимание на такие проявления в речи ребёнка, но не всегда знают, как себя вести в данной ситуации. Конечно, не стоит паниковать, а необходимо как можно скорее обратиться к неврологу. Хочу обратить внимание на выбор именно этого специалиста. Многие родители ведут ребёнка к логопеду, и это тоже верно, но отчасти. Логопед не ставит медицинских заключений, а на данном этапе нам нужен верный диагноз, который может поставить только врач. Речевые запинки очень схожи по проявлениям с заиканием и важно точное определение происходящего. От постановки диагноза будет зависеть дальнейшая коррекционная работа логопеда и/или медикаментозное лечение.
На какие моменты в период бурного становления речи необходимо обращать пристальное внимание родителям и педагогам?
К неблагоприятным условиям относятся:
- физическая ослабленность ребёнка;
- возрастные особенности деятельности мозга, т. е. речевая функция онтогенетически поздносозревающая, хрупкая и ранимая. Причём у мальчиков созревание заметно медленнее, чем у девочек;
- ускоренное развитие речи (3-4 года) под влиянием общения со взрослыми; у многих детей в этот период наблюдается повторение слогов и слов, имеющее физиологический характер;
- скрытая психическая ущемлённость ребёнка, повышенная реактивность на почве ненормальных отношений с окружающими; конфликт между требованиями среды и степенью его осознания;
- недостаточность положительных эмоциональных контактов между взрослыми и ребёнком;
- недостаточность развития моторики, чувства ритма, мимико-артикуляторных движений.
При наличии любой из этих причин на фоне какого-либо чрезвычайного по своей силе раздражителя может произойти нервный срыв и заикание. Это так называемые предрасполагающие причины, создающие почву. А существует ещё группа производящих причин: анатомо-физиологические, психические и социальные.
Анатомо-физиологические причины:
- физические заболевания с энцефалитическими последствиями, травмы — внутриутробные, природовые, сотрясение мозга с последующим повреждением подкорковых механизмов;
- истощение или переутомление нервной системы в результате интоксикаций и др. заболеваний, ослабляющих ценральные аппараты речи: корь, тиф, рахит, глисты, коклюш, болезни внутренней секреции, обмена;
- болезни носа, глотки, гортани;
- несовершенство звукопроизносительного аппарата в случаях дислалии, дизартрии, задержанного развития речи.
Психические и социальные причины:
- кратковременная (одномоментная) психическая травма (испуг, страх);
- длительно действующая психическая травма;
- неправильное воспитание в семье: избалованность, неровное воспитание, воспитание «примерного» ребёнка, длительные отрицательные эмоции, острая тяжёлая психическая травма, состояние ужаса, чрезмерная радость;
- неправильное формирование речи в детстве: речь на вдохе, скороговорение, нарушения звукопроизношения, перегрузка детей речевым материалом, полиглоссия: одновременное овладение в раннем возрасте разными языками вызывает заикание обычно на каком-нибудь одном языке;
- подражание заикающимся;
- переучивание леворукости.
Неправильное отношение к ребёнку, постоянные требования, напоминания могут дезорганизовать высшую нервную деятельность и довести малыша до невротического и психопатического состояния с возникновением заикания.
Профилактика заикания должна осуществляться комплексно и последовательно и проводится с родителями до рождения ребёнка, чтобы предупредить отрицательные воздействия на ребёнка после рождения (беречь от ушибов голову, содержать в порядке носоглотку, ротовую полость, не допускать хронических заболеваний, своевременно проводить лечение, удалять аденоидные разращения).
Поскольку устная речь развивается по подражанию, то желательно окружать ребёнка правильным речевым окружением. Следует стимулировать детей к общению, но удерживать от слишком обильной речевой продукции. Нервно предрасположенным нужно создавать спокойную обстановку: ограничить шумное общение, чрезмерно не баловать новыми игрушками, по возможности избегать большого общества вокруг них. Взрослым вести себя ровно, спокойно.
И наконец. Практически доказано, что наиболее эффективно устранение заикания происходит в возрасте от 2 до 4 лет. Таким образом, при внимательном и грамотном отношении к ребёнку можно избежать многих проблем в речевом и неречевом развитии.