Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка дефектолога Закрепление навыков счётных операций у первоклассников

Закрепление навыков счётных операций у первоклассников

28 Октября 2021

Закрепление навыков счётных операций у первоклассников

Разработка методических рекомендаций для родителей.

Скачать статью

Самые первые примеры, с которыми знакомится ребенок еще до школы - это сложение и вычитание. Не так уж сложно посчитать животных на картинке и, зачеркнув лишних, посчитать оставшихся. Работать с «голыми цифрами» после подсчёта картинок и палочек, часто оказывается сложно.

Итак, надеюсь, база знаний до школы выстроена в голове ребенка ровными рядами. Пришло первоклашке  время учить состав чисел от 2-10. Отводиться на это полгода. Что за ерунда - скажете Вы??? Однако, это не совсем ерунда. Что пустячок для взрослого, может оказаться камнем преткновения для первоклассника.

Мы считаем, что если ребенок знает, что 1+1 — это два, то и 2+3 и 3+4 — это тоже элементарно. Нет. Не для всех. И надо  это сначала понять, выучить и довести до автоматизма. А это очень непросто.

Знание состава чисел первого десятка лежит в основе сложения и вычитания. Поэтому, если ребенок хорошо может заменять любое число в пределах 10 суммой из двух слагаемых, то у него, как правило, не возникает проблем с выполнением арифметических действий и формированием прочных вычислительных навыков. В связи с этим знание состава чисел приобретает особое значение.

Мы считаем, что если ребенок знает, что 1+1 — это два, то и 2+3 и 3+4 — это тоже элементарно. Нет. Не для всех. И надо  это сначала понять, выучить и довести до автоматизма. А это очень непросто.

Знание состава числа необходимо для быстрого счета, как устного, так и письменного. Если мы складываем два слагаемых, у нас получается сумма. Это примеры на сложение. А что такое пример на вычитание? Нужно научить ребёнка решать примеры на вычитание, используя знание состава числа. Если знаешь состав числа, то неизвестное слагаемое можешь просто вспомнить.

Внимание! На подготовке к школе и на уроках в первом классе это изучают без сомненья. Но... Представьте класс, в котором сидят 32 ребенка. Учитель задает вопрос, не все дети успели сообразить, поднять руку. Поэтому учитель спрашивает тех, кто активнее. Не гарантии, что Ваш ребенок на 100 процентов  прочно усвоит материал. Тем более урок состоит не из одной части.

Сами! Сами! Сами! Дома и по дороге в школу и из школы, изучайте состав чисел. Пока время еще есть. Помогите своему первокласснику, а поэтому заинтересуйте его.

Не торопитесь! Каждый день изучайте состав  одного числа. Используйте все упражнения, и пока ребенок не усвоит состав данного числа, не стоит переходить к следующему. Начинайте ежедневно повторять, начиная с меньшего числа и таким образом «ползите» дальше.

Упражнения для изучения состава чисел первого десятка.

Сложение и вычитание в пределе 10.

А теперь можно браться и за примеры. Фактически сложение и вычитание в пределах десяти - это и есть первое практическое применение ребенком знания состава числа.

Чтобы закрепить умение решать примеры на сложение и вычитание, полученные на уроках математики, нужна практика и ещё раз практика. Помогите своему первокласснику закрепить, автоматизировать навык устного счёта. Для этого достаточно 10- 15 минут в день.

Простое заучивание наизусть таблицы сложения и вычитания не даёт быстрый и прочный результат. Ни в коем случае не используйте, появившийся в последние годы, способ счёта «по линеечке». Этот способ счёта с использованием такого примитивного «калькулятора», как линейка, как будто нарочно придуман для того, чтобы отучить ребёнка думать и запоминать. Чем так учить считать, лучше вовсе не учить, а сразу показать, как пользоваться калькулятором. Лучше познакомьте ребёнка с такой таблицей:

Упражнения для закрепления навыков решения примеров

на сложение и вычитание в пределе 10.

Задание направлено на развитие навыков устного счета, а именно сложения и вычитания в пределах 10. Оно содержит 10 строк с примерами. Каждая строка начинается одним из результатов действия сложения или вычитания (сумма или разность в числовом диапазоне от 1 до 10). Из 5-ти примеров в каждой строке ребенку предлагается выбрать и обвести те, в результате решения которых получается соответствующее число. Задание можно использовать в качестве «арифметической разминки», устраивая соревнования на скорость и точность выполнения. Оно поможет потренировать внимание и наблюдательность.

Упражнение  «Игра в снежки»

Упражнение «Парашютисты»

Выполняя это задание, ваш ребенок улучшит свои навыки сложения и вычитания. Всего в задании двенадцать примеров, каждый из которых нужно решить определенным способом. Особенностью задания является то, что ребенок должен определить, какой знак, «плюс» или «минус», нужно поставить в каждом примере с заранее известным ответом. Выполняя задание, ребенок будет тренировать навыки выполнения математических операций, что в будущем позитивно скажется на его обучении.

Упражнение «Вставь пропущенные числа»

Эти упражнения помогут закрепить знания о математических действиях сложения и вычитания. 

Упражнение «Закодированные слова»

Упражнение «Исправь ошибки»

Это задание поможет ребёнку развить навыки сложения в пределах 10, математическое мышление, находчивость и смекалку. Ребёнку предлагается решить примеры, записать в ячейках нужные буквы, обозначенные на телефоне, и « раскодировать» слова. Выполняя задание, ребёнок сможет научиться исследовать и анализировать, овладеть вычислительными навыками, знать, как их применять в учебных и практических ситуациях

Примеры для первоклассников в стихах и загадках.

 

 

ДВА мышонка грызли корку,
ДВА - сырок тащили в норку.
Сколько их у нас в квартире?
ДВА плюс ДВА - всего ЧЕТЫРЕ

 

 

Белка шишки собирала,        
Собирала и считала.

Забиралась на сосну,
Прибавляла к трём - одну.
Было шишек ТРИ сначала,
А теперь ЧЕТЫРЕ стало.

 

 

Белка шишки собирала,        
Собирала и считала.

Забиралась на сосну,
Прибавляла к трём - одну.
Было шишек ТРИ сначала,
А теперь ЧЕТЫРЕ стало.

 

ТРИ синицы на кормушке.
ДВЕ синицы на кадушке.
Мы умеем прибавлять:
Всех синичек будет ПЯТЬ.

 

Васька  ловкий рыбачок,
Ловит рыбок на крючок.
Трех поймал он на рассвете,
Трех поймал в вечерний час.
ТРИ плюс ТРИ – любой ответит
То, что рыбок ШЕСТЬ у нас.

 

Рано утром у реки -
Распустились васильки.
ПЯТЬ – на левом берегу.
ПЯТЬ – на правом берегу.
Я, цветочки – василечки,
Сосчитать легко смогу.
Потому что ПЯТЬ да ПЯТЬ
Будет ДЕСЯТЬ…Как не знать?

 

Вот реши пример несложный
Было целых два пирожных.
Съел одно тихонько Петя.
Думал, мама не заметит.
Пете за него досталось!
Но ведь сколько-то осталось?

 

 

В понедельник на опушке
Куковали три кукушки
И условились опять
Там во вторник куковать.
Но одна не захотела
И с опушки улетела.
Остальные ж не сочтут,
Сколько их осталось тут.

 

 

Утка три яйца снесла,
Два из них лиса нашла.
Лисы тоже есть хотят.
Сколько вывелось утят?

Используя короткие стихи и стихи-загадки, первоклассники с удовольствием будут не только решать примеры, но и сами их составлять.

Скачать статью

Политика конфиденциальности