Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю

Ребёнок не хочет читать

07 Октября 2021

Рекомендации для родителей учащихся начальной школы.

 Скачать статью

Обеспокоенные родители могут воспользоваться нашими советами, чтобы вызвать у ребёнка желание читать.

1.     Не смейтесь над ребёнком. Даже в шутку.

Для некоторых детей чтение представляется очень трудным, утомительным и совсем не весёлым занятием. В тексте его пугают длинные и сложные предложения, непонятные слова. Ребёнок запинается, пропускает или заменяет слова, делает длинные паузы или совсем отказывается от чтения. Не смейтесь («Да ты и простого слова прочитать не можешь, пять ошибок в нём сделал!») Тогда ребёнок закрывается, он боится читать дальше, чтобы не дать вам возможности смеяться над ним, а чтение воспринимает как рутинное, неприятное занятие.

Хвалить совсем другое дело! Дружески поддержите его, помогите, объясните значение непонятного слова, скажите: «Ты молодец, сынок! У тебя всё получится». Не скупитесь на похвалу. Создавайте разные ситуации. Например, разговаривая по телефону с бабушкой или подругой, как бы случайно (чтобы ребёнок слышал) скажите: «Наш Петя сегодня так хорошо рассказ прочитал, почти без ошибок». Радуйтесь успехам ребёнка - ему очень важна ваша поддержка. Дети очень чувствительны к тому, что о них говорят и начинают в это верить.

2.Не сравнивайте ребёнка с другими детьми.

Помните, чтение - рудный процесс, сложная работа для мозга, а у каждого ребёнка свой темп обучения. Не сравнивайте своего ребёнка с другими детьми: «А вот Вова так хорошо читает, не то, что ты!» Не сравнивайте с собой в его возрасте: «Я во втором классе уже серьёзные книжки читала!» Не ругайте и не вздыхайте горько, если всё идёт не так быстро и хорошо, как вам хочется. От вашего плохого настроения у ребёнка формируется чувство неуверенности, а желание читать не будет.

Идите от простого к сложному, поощряйте, не подгоняйте. Сравнивайте не с другими детьми, а с ним самим: «Ты сегодня читал очень хорошо, гораздо лучше, чем вчера!» Ваш ребёнок будет испытывать гордость за свои успехи и будет стараться преодолевать препятствия.

Нужно запастись терпением и не обращать внимание на неудачи: они конечно будут, особенно вначале.

3.Не заставляйте читать долго.

Не стоит забывать, что ученик начальной школы часто читает медленно, а значит, прочитать много не сможет. Почему? Потому что внимание удержать надолго не может. Вот и получается, что ребёнок «смотрит в книгу, а видит…» После 10-15 минут он не читает, а мучается. Длительное чтение кажется утомительным. Помните: «Лучше меньше, но чаще!» Оптимальный временной режим чтения для младших школьников 10-15 минут. Не заставляйте читать ребёнка по своему желанию. Не допускайте раздражительных и гневных нотаций. Чтение должно ассоциироваться с удовольствием.

4.Чтение – не наказание.

Делать что-то под принуждением очень сложно, скорее ребёнок будет думать о том, как избежать вашего давления. Полюбить насильно невозможно. Сколько бы вы не говорили: «Хватит смотреть телевизор, иди лучше почитай!» Или: «Хочешь идти гулять – прочитай три страницы!» Это ни на шаг не приблизит вашего ребёнка к любви к чтению. Больше того, если сейчас он просто не любит читать, то потом будет считать чтение наказанием. Наказывать чтением не стоит! В воспоминаниях ребёнка этот процесс будет ассоциироваться с неприятными эмоциями. В будущем он вряд ли захочет самостоятельно «наказать себя» чтением, а книга станет его врагом.

Наоборот, чтение нужно превратить в поощрение (вот сделаешь то-то и то-то, тогда мы с тобой почитаем новую, интересную сказку). Если ребёнок плохо себя вёл, то можно не разрешать ему читать книгу. Чтение должно ассоциироваться с удовольствием.

              5.Не читайте неинтересных книг.

Не заставляйте своего ребёнка читать то, что ему не интересно. Ищите ему книгу, от которой у него «забьётся сердце». Помогите ему выбрать(найти) особенную книгу, которая пробудит воображение, удивит.

Заинтересуйте:

  • дарите книгу, как подарок однокласснику, родственнику. Привлекайте ребёнка к выбору книг;
  • читайте книги детям сами, читайте книги вместе с детьми;
  • ходите на спектакли, смотрите художественные и мультипликационные фильмы, снятые по книжным сюжетам.

 

Все наши рекомендации можно свести к трём словам: будьте терпеливы, позитивны и вдумчивы. Хотите, чтобы ваш ребёнок полюбил чтение и читал с интересом? Создайте условия для этого.

Помогите овладеть техникой чтения. И постарайтесь заинтересовать его чтением книг.

Рекомендуемый список книг для домашнего чтения учащихся начальной школы.

1 класс.

1. В. Сутеев. Под грибом. Яблоко. Дядя Миша. Ёлка. Кот-рыболов. Мешок яблок.

2. А. Прёйсен. Про козлёнка, который умел считать до десяти. Весёлый Новый год.

3. Л. Муур. Крошка Енот и Тот, кто сидит в пруду.

4. А. Балинт. Гном Гномыч и Изюмка.

5. Э. Блайтон. Знаменитый утёнок Тим.

6. Г. Остер. Зарядка для хвоста.

7. Г. Цыферов. Паровозик из Ромашково.

8. С. Михалков. Три поросенка.

9. Э. Успенский. Крокодил Гена и его друзья.

10. Русские народные сказки. Петушок и бобовое зёрнышко. Теремок. Волк и лиса. Морозко.

11. Александр Волков «Волшебник Изумрудного  города».

12. Астрид Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живёт на крыше».

13. Алан Милн, Борис Заходер «Винни-Пух и все, все, все».

14. А. Толстой Золотой ключик, или Приключения Буратино.

      2 класс.

1. Т. Александрова. Домовёнок Кузька.

2. С. Михалков.  Праздник непослушания.

3. С. Козлов. Трям! Здравствуйте!

4. Э. Успенский. Школа клоунов. 

5. Б. Заходер  Остров Гдетотам.

6. Н. Носов. Веселая семейка.

7. Э. Успенский Дядя Фёдор, пёс и кот».

8. Братья Гримм «Госпожа Метелица».

9. Ганс Христиан Андерсен «Огниво», «Принцесса на горошине».

10.  Самуил Яковлевич Маршак «Двенадцать месяцев».

11. Владимир Сутеев «Палочка-выручалочка».

12.  Валентин  Катаев «Цветик-семицветик».

13. Николай Носов «Весёлая семейка».        

3 класс.

1. Н. Носов. Витя Малеев в школе и дома.

3. С. Прокофьева. Астрель и хранитель леса. Ученик волшебника.

4. Д. Сабитова. Цирк в шкатулке.

6. Т. Крюкова. Чудеса не понарошку.  

7. И. Токмакова. Маруся еще вернётся.

8. Ю. Алешковский. Кыш и два портфеля.

9. В. Голявкин. Мой добрый папа.

10. В. Чаплина. Питомцы зоопарка.

11. Т. Янсон. Муми-тролль и другие.

12. Е. Левитан.  Сказочные приключения маленького астронома.

13. В. Курчевский. Быль-сказка о карандашах и красках.

14. А. Чехов. Белолобый.

15. В. Крапивин Оруженосец Кашка.

16. Николай Носов «Дневник Коли Синицина».

17. Лия Гераскина «В стране невыученных уроков».

18. Валерий Медведев «Баранкин, будь человеком!». 

19. Вильгельм Гауф «Маленький Мук», «Карлик Нос».

20. Памела Линдон Трэверс «Мэри Поппинс».

21. Астрид Линдгрен «Пеппи Длинный чулок».

4 класс.

1. В. Брагин. В стране дремучих трав.

2. А. Усачёв. Великий могучий русский язык.

3. С. Прокофьева. Тайна хрустального замка.

4. К. Булычёв. Сто лет тому вперёд. Девочка с Земли. Тайна Третьей планеты.

5. В. Крапивин. Мушкетёр и фея. Мальчик со шпагой.

6. Т. Ломбина. Дневник Пети Васина и Васи Петина.

7. В. Медведев. Баранкин! Будь человеком!

8. Е. Велтистов. Приключения Электроника.

9. Л. Кэрролл. Алиса в Стране Чудес.

10. Ю. Олеша. Три толстяка.

11. Софья Прокофьева «Приключения жёлтого     чемоданчика».

12.  Владимир Воробьёв «Капризка».

13.  Юрий Олеша «Три толстяка».

14.  Анатолий Рыбаков «Кортик».

15.  Александр Куприн «Белый пудель».

16. Джек Лондон «Белый Клык».

17. Даниэль Дефо «Робинзон Крузо».

 Скачать статью

Политика конфиденциальности