Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю

Помогите ребёнку решать задачи

30 Октября 2021

Помогите ребёнку решать задачи.

Рекомендации для родителей учащихся начальной школы.

Скачать статью

Научить детей решать задачи по математике — дело учителя, но и родители не должны оставаться в стороне, если их ребёнок затрудняется в этом вопросе. Одним учебником математики сыт не будешь. Ведь если научить ребенка самостоятельно решать задачи в начальной школе, дальше он будет щелкать как семечки не только задачи по математике, но и по физике, химии, геометрии и др. И самое главное — этот навык пригодится ребенку в жизни!

Родители просто обязаны помочь своему ребёнку с математикой в начальной школе, поскольку данный вид занятий напрямую связан с четким логическим мышлением, способностью анализировать, делать выводы.

Кроме этого, умение решать задачи тренируют память, внимание, развивают способность рассуждать, положительно сказываются на когнитивных способностях в целом.

Трудности в решении задач начинаются с первого класса у детей, имеющих слабое логическое мышление, низкий уровень чтения и понимание прочитанного, неумение представлять читаемое в образах, незнание составных частей задачи.

Первый шаг к тому чтобы выяснить,  почему ваш ребенок испытывает проблемы с решением задач, вы можете обратиться к учителю, чтобы получить список навыков , которыми ребенок должен научиться к концу учебного года. Это может дать вам ощущение того, что нужно не так многому научиться, как вы можете думать изначально. Конечно, это не решит всей проблемы у детей со слабым логическим мышлением, но облегчит ее на первом этапе. Ведь по определению психологов именно трудности в освоении математики вызывают у детей комплекс неполноценности, и наша задача – помочь ребенку справиться с этой проблемой.

Небольшой ликбез, т.к. далеко не все родители учились в педагогических ВУЗах, и не владеют методикой преподавания. Пробежимся по теории, чтобы понимать, кто, кому и чего «должен». Зная ключевые моменты, вам будет проще помочь ребенку в решении задач, которые вызывают у него сложности, вы сможете определить, где пробелы в знаниях и что нужно «подтянуть» в каждом конкретном случае.

Основные типы задач по математике.

1.   Простые задачи на сложение и вычитание.

К этой группе относятся несколько задач, но для всех есть общие рекомендации:

  • Решаются в одно действие.
  • Иногда удобно составить уравнение.
  • На их примере ребенок должен научиться выполнять краткую запись. 
  • Если краткого условия недостаточно, нарисовать рисунок. Если не помог рисунок, показываем на конкретных предметах и производим действия с ними.
  • Четко усвоить, что «+» — это прибавить, увеличить, а «-» — уменьшить, отнять, вычесть.
  • Хорошо запомнить компоненты арифметических действий:

слагаемое + слагаемое = сумма
уменьшаемое — вычитаемое = разность

 

  • Понять разницу между словами «стало» и «осталось». Четко понимать, что значит «на … меньше», «на … больше».
  • Важно понять и запомнить: чтобы узнать, НА СКОЛЬКО одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное слагаемое, нужно из суммы вычесть известное слагаемое.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное уменьшаемое, нужно к вычитаемому прибавить разность.
  • Важно понять и запомнить: чтобы найти неизвестное вычитаемое, нужно из уменьшаемого вычесть разность.

Задачи с косвенным вопросом.

Это самые коварные задачи из этой группы. Внимательно прочитайте условие — и поймете почему.

На стоянке у первого подъезда 7 машин. Это на 2 машины больше, чем на стоянке у второго подъезда. Сколько машин на стоянке у второго подъезда?

2. Составные задачи на сложение и вычитание

Эти задачи решаются двумя и более действиями.

Есть несколько способов решения:

  • по действиям с пояснениями;
  • по действиям с вопросами;
  • выражением.

В решении таких задач главное:

  • найти главное и сделать краткую запись;
  • разложить эту задачу на несколько простых, и составить план решения;
  • помнить главное: по двум данным находим третье.

3.Задачи на понимание смысла действий умножения и деления.

 

  • Важно запомнить названия компонентов действий и понять их смысл:

1-й множитель х 2-й множитель = произведение
делимое : делитель =частное

  • Ребенок должен понимать, что 1-й множитель показывает, КАКОЕ число повторяется а 2-й множитель показывает — СКОЛЬКО РАЗ оно повторяется.

Это очень важно для правильной записи в задачах, иначе получится бессмыслица.

 

4.Простые задачи на умножение и деление.

Очень важно понять и запомнить разницу «в «, «на».

«Во сколько раз» или «на сколько»?  Предлог «на» — это сложение или вычитание, а «в» — умножение или деление.

Важно понять и запомнить: чтобы узнать, во сколько раз одно число больше или меньше другого, нужно большее число разделить на меньшее.

 

5.Составные задачи на все 4 арифметические действия.

 

Типичные ошибки в решении задач.

Ошибка №1. Ребенок невнимательно прочитал условие задачи.

Часто бывает так, что ошибки возникают от невнимательности.  Так часто бывает в задачах с косвенным вопросом. Ребенок смотрит на цифры, вроде все логично, но… не верно

Например: «У Маши 8 конфет, это на 2 меньше, чем у Кати. Сколько конфет у Кати».

Ребенок видит «на 2 меньше» и делает «логичный» вывод, что надо отнять. Отнять можно от большего числа, т.е. сразу напрашивается решение 8-2=6. И ответ: 6 конфет у Кати. А ответ-то не тот! Если внимательно почитать условие, то станет понятно, что у Кати конфет больше чем у Маши. И вовсе тут не отнимать надо.

Как исправить ошибку. Сразу разберитесь с условием, поможет краткая запись.

 

Ошибка №2. Ребенок допустил ошибку в решении.

Когда в задаче несколько неизвестных, решение затрудняется, требуется выполнить не одно действие, а придумать целую цепочку рассуждений. 

Как исправить ошибку. Для начала определим, каких данных нам не хватает. Решаем по действиям. Находим нужные числа (помним правило: по двум неизвестным находим третье), подставляем их и отвечаем на вопрос задачи.

Ошибка №3. Неправильная запись ответа.

Часто ребенок пишет не то пояснение.

Как исправить ошибку.  Нужно внимательно прочитать вопрос задачи. Уяснить раз и навсегда, что ответ начинается с числа, а дальше пишем, что требовалось найти (переписываем формулировку вопроса задачи). 

 Творческий подход в решении задач.

  • Учите ребенка рассуждать.
  • Придумывайте задачи с лишними или недостающими данными: пусть ребёнок сам вычёркивает лишнее, те данные, которые не влияют на решение.
  • Дайте условие, а ребенок пусть сам придумает ответ.
  • Пусть ребенок сам составит обратную задачу.
  • Придумать несколько задач на одно решение.
  • Придумать, как решить задачу другим способом и объяснить его.

В этом помогут такие задания:

1. Задача или нет?    Найди задачу.   Докажи.

а) На клумбе распустились цветы. Какое многоцветье!

б) На клумбе распустилось 15 цветов. Все любовались ими.

в) На клумбе распустилось 15 цветов. Сколько цветов осталось?

г) На клумбе распустилось 8 ромашек и 9 гвоздик. Было очень красиво!

д) На клумбе распустилось 8 ромашек и 9 гвоздик. Сколько всего цветов распустилось?

При переходе к решению задач в два действия дети в условии зачастую путают понятия «на 8 больше» и «8», «на 7 меньше» и «7». Например, в задаче «Саша решил 10 примеров, а Валя на 3 примера больше. Сколько примеров ребята решили вместе?». Дети понятие «на 3 больше» ассоциируют с понятием «3» и решают задачу в одно действие - 10+3=13 (п.). И такие ошибки повторяются с завидной регулярностью в любом первом классе. Чтобы устранить их, нужно прочно сформировать понятия «увеличить на» и «уменьшить на» наглядно.

Для этого можно использовать задания вида:

1.Сколько кругов? Сколько треугольников? Сколько вместе кругов и треугольников?

2. Нарисуй 8 огурцов, а помидоров на 2 меньше. Сколько помидоров? Что значит «на 2 меньше»? Важен ответ: - Столько же, сколько огурцов, 8, но без двух.

    3. Сколько нарисовали огурцов? Сколько помидоров? Почему? Сколько вместе огурцов и помидоров?

         Следует проводить такие упражнения на начальном этапе часто, чтобы в дальнейшем избежать подобных ошибок.            На первом этапе перехода задач в два действия помогает промежуточный вопрос, а затем основной. Например:

«Саша решил 10 примеров, а Валя на 3 примера больше. Сколько примеров решила Валя?

Сколько примеров решили ребята вместе? Или вписывание в краткую запись действия 10+3 вместо слов «на 3 больше»

Если ребёнок допускает такие ошибки, как:

а) решение задачи в два действия одним действием;

б) неумение увидеть и понять главный вопрос задачи;

в) при краткой записи задачи теряют некоторые данные.

Эти  ошибки помогает преодолеть систематическая работа по усвоению составных частей задачи.

Для этого можно использовать такие задания:

  1. Подбери к условию вопрос, обоснуй свой ответ.

                         Условия

                              Вопросы

1. В комнате на окне стояло 7 цветов, а на столе на 3 больше.

1.Сколько пассажиров было в автобусе?

2. В автобусе сидело 5 человек, вошло 7 человек, вышло 3 человека.

2. Сколько примеров решил Коля?

 

3. Петя решил 9 примеров, а Коля на 3 примера больше.

3.Сколько примеров решил Вася?

4. В вазе лежало 15 яблок, съели 6 яблок.

4. Сколько примеров  ребята решили вместе?

5. В соревнованиях участвовало 18 лыжников, 12 конькобежцев, а гимнастов на 10 меньше, чем лыжников и конькобежцев вместе.

5. Сколько цветов было в комнате?

 

6. Сколько осталось яблок?

 

7. Сколько было гимнастов?

 

8.Сколько всего спортсменов было на соревновании?

  1. Выбери верное утверждение:

а) Это задача.  Это не задача.

б) Найди задачу. Докажи.

в) Дополни условие задачи.

г) Какие части задачи есть? Каких нет?

- На уроке труда Миша вырезал 8 синих кругов и 9 желтых. Сколько всего кругов вырезал Миша?

- На уроке труда Миша вырезал 17 кругов. Какой молодец!

- На уроке труда Миша вырезал 8 синих кругов и 9 желтых. Учитель похвалил Мишу.

- На уроке труда Миша вырезал 17 кругов. Сколько кругов он израсходовал на составление узора?

Конечно, это не решит всей проблемы у детей со слабым логическим мышлением, но облегчит ее на первом этапе. Ведь по определению психологов именно трудности в освоении математики вызывают у детей комплекс неполноценности, и наша задача – помочь ребенку справиться с этой проблемой.

 

На школу надейся, а сам не плошай.

 

 

Не всегда задачи в школьном учебнике «вдохновляют» современных школьников. Многим не ясно условие по одной простой причине: ребенок не имеет представления о том, что говорится. Например, задача про надои и бидоны с молоком, а городские дети и корову-то в глаза не видел, не то, что тонны молока в бидонах. Или в задаче использованы такие значения, которые в жизни нереальны — это затрудняет восприятие, т.к. ребенок все воспринимает буквально.

  • Ученика нужно поставить в такие условия, чтобы он оказался в центре событий, т.е., решая задачу, видел ее применение в жизни.

Задача родителей — помочь ребенку ПОНЯТЬ условие. Любым способом: хоть рисуй, хоть танцуй. Интерес заставляет ребенка быть активным, а активность в свою очередь усиливает внимание.

В каждодневной жизни нам то и дело приходится решать задачи. Привлекайте ребенка, задавайте вопросы, просите совета. Например, тема ремонта. Вычислить метраж комнаты; просчитать нужное количество краски, зная расход на метр квадратный; купить линолеум, зная длину и ширину комнаты; просчитать, какой метраж выгоднее, если есть напольное покрытие шириной 2,5 метраи3 метра, чтобы меньше остатков было и по цене вышло выгоднее. Купить ткань на пошив постельного белья, зная размеры матраса. Примеров масса! И это работает гораздо эффективнее, чем «бездушная» задача в учебнике, которая совершенно не привязана к жизни и не вызывает эмоциональный отклик.

При решении жизненных задач у ребенка помимо всего прочего развивается наблюдательность, речь, появляется рабочее настроение, развиваются творческие способности и самостоятельность.

  • Когда ребенка просят составить собственную задачу, нужно следить и за содержанием, и за решением. Задача должна быть осмысленной и целесообразной.

Например, нельзя допускать таких «ляпов», как «Я съел 13 желтых груш и 20 зеленых яблок. Сколько фруктов я съел?» Задача теряет смысл, если она оторвана от жизни.

  • От задачи надо идти к примеру, а не наоборот.

Дети мыслят не абстрактно, а конкретными образами. Пример 12-6 ни о чем не говорит, а вот ситуация, когда из 12 человек 6 уже купили билеты на футбольный матч — это совсем другое дело. Тут ребенок, не задумываясь, ответит, что оставшиеся шестеро очень рискуют, нужно поторопиться, иначе билетов может не хватить и придется сидеть у телевизора, вместо того, чтобы активно скандировать на трибунах в поддержку любимой команды.

Через некоторое время вы заметите, что ребенок различными способами комбинирует информацию, с легкостью составляет задачи сам, находя идеи в окружающем мире, а не высасывая из пальца.

 

За все школьные годы вашему ребенку придется решить множество задач, и, несмотря на то, что все они кажутся разноплановыми, в алгоритме их решения все же есть общие моменты, и, уяснив их и следуя этому алгоритму, ребенок сможет решить практически любую задачу.

Воспользуйтесь ссылками! Вы сможете объяснить ребёнку решение задач любого из пяти типов, предусмотренные программой начальной школы:

  • анализ условия задачи;
  • составление схемы или рисунка;
  • варианты рассуждений по выбору последовательности действий;
  • запись решения задачи;
  • возможность решить задачу разными способами;
  • проверка правильности решения;
  • правильность записи ответа.                            

И многое другое.   

https://7gy.ru/images/zadachi/0013.jpg

https://7gy.ru/images/zadachi/0011.jpg

https://7gy.ru/images/zadachi/0015.jpg

https://7gy.ru/images/zadachi/0016.jpg

https://7gy.ru/images/zadachi/0020.jpg

https://7gy.ru/images/zadachi/0021.jpg

 

Пример решения простой  задачи на разностное сравнение.

Вариант анализа задачи, представленный в ссылке: https://7gy.ru/images/zadachi/0012.jpg

Школьники должны запомнить главное правило при решении задач на разностное сравнение: чтобы узнать, на сколько одно число больше или меньше другого, нужно из большего числа вычесть меньшее!

Скачать статью

Политика конфиденциальности