Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка дефектолога Особенности формирования временных и пространственных представлений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

Особенности формирования временных и пространственных представлений у обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью

09 Июня 2019

Процесс формирования временных и пространственных представлений очень важен, так как является предпосылкой формирования элементарных математических представлений. У обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи — социально-бытовой адаптации этой категории детей. В связи с этим обучение  пространственно-временным  представлениям должно носить ярко выраженную практическую направленность.

В процессе изучения литературы по данной теме были выделены следующие трудности при овладении пространственно-временными и элементарными математическими  представлениями обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:

  1. Недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
  2. Нарушения общей моторики сковывают действия детей в процессе овладения ими пространственной ориентировки (сложности при перемещении в пространстве класса, выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направления движения, нахождении частей своего тела, определении правой и левой сторон, выявлении пространственных отношений между несколькими предметами в наглядном плане, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движения).
  3. Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими.
  4. Бедность словаря, непонимание значений слов (их отвлеченность от свойств предметов) и выражений, трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний либо отсутствие собственноной речи.
  5. Грубое сенсорное недоразвитие, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза.
  6. Замедленное и фрагментарное восприятие, страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка.
  7. Замедленность, недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, склонность к резонерству и побочным ассоциациям.

Таким образом, без специального обучения дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут овладеть даже элементарными пространственно-временными и математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование  все же происходит, но очень медленно, с большими сложностями и ограничениями.

Основная цель коррекционной работы по формированию пространственно-временных представлений — привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего бытового окружения.

Этапы формирования пространственных представлений:

I этап: Ориентировка “на себе”. Этот этап включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.), после чего следующая ступень — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.    

II этап: Ориентировка “от себя”. На этом этапе детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Это осваивается только на основе знания сторон собственного тела. Для этого необходимо вводить игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.

 Совершенствовать умение понимать  пространственные отношения между натуральными предметами и их изображениями, выраженными простыми предлогами («в», «на», «у», «с», «за», под», «над», «перед»). 

Совершенствовать умение понимать  простые и сложные предлоги («из-за», «из-под», «между», «через», «около», «возле»)

III этап: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Накопленное в пассиве на II этапе должно постепенно переходить в актив (использование в собственной речи). Этот этап, конечно же, для детей, уже владеющих речью.

IV этап: Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. Используем игры на выполнение двигательных инструкций.

V этап: Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).

При формировании временных представлений выделяются   основные задачи:

  • учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было;
  • необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики и связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает, например, практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режимных моментов, наблюдений за световым режимом дня, его сменой;
  • показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени;
  • формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.), дети должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени.

Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности, которые способствуют расширению, повторению и закреплению формирующихся представлений:

  • игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная);
  • элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);
  • конструктивная;
  • изобразительная (лепка, рисование, аппликация).

Также используются следующие методы и приемы:

  1. Совместные действия детей и взрослого, действия по подражанию действиям учителя. по образцу, по словесной инструкции.
  2. Широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение с постоянным проговариванием совершаемых действий.
  3. Использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала.
  4. Приемы наложения, приложения, обводки шаблонов, трафаретов.
  5. Формирование представлений на основе слухового, тактильного, кинестетического и зрительного восприятия.
  6. Подготовительные наблюдения на прогулках, экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями в течение дня.
  7. Обыгрывание, определение функционального назначения, свойств, качеств предметов для последующего использования в повседневной жизни.

Все достижения в работе по формированию пространственно-временных представлений обеспечивают основу для осознания ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать:

  • умение соотносить определенное время суток с собственными действиями и деятельностью окружающих;
  • понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности и предметном содержании.

Литература

  1. Аббасов М.Г. Развитие практической пространственной ориентировки у учащихся вспомогательной школы: Дисс... к. п. н. - Баку, 1978.
  2. Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю. « Пространственная организация движений учащихся вспомогательной школы « Дефектология. - 1971. - № 3. -С. 30.
  3. Вайзман. Н.П. «Психомоторика детей- олигофренов». - М, 1976.-128 с.

 

Политика конфиденциальности