Процесс формирования временных и пространственных представлений очень важен, так как является предпосылкой формирования элементарных математических представлений. У обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью и неразрывно связан с решением наиболее важной коррекционной задачи — социально-бытовой адаптации этой категории детей. В связи с этим обучение пространственно-временным представлениям должно носить ярко выраженную практическую направленность.
В процессе изучения литературы по данной теме были выделены следующие трудности при овладении пространственно-временными и элементарными математическими представлениями обучающихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью:
- Недоразвитие сенсорно-перцептивных процессов и двигательных функций влияет на выполнение практических действий по перемещению, наложению и приложению предметов, объемных и плоскостных моделей.
- Нарушения общей моторики сковывают действия детей в процессе овладения ими пространственной ориентировки (сложности при перемещении в пространстве класса, выполнении двигательных упражнений, в подвижных играх, определении направления движения, нахождении частей своего тела, определении правой и левой сторон, выявлении пространственных отношений между несколькими предметами в наглядном плане, ориентировке на плоскости стола и листа бумаги, снижена скорость и ловкость выполнения заданий, нарушена способность к ритмизации и дифференцированию силовых, временных и пространственных параметров движения).
- Стереотипные действия с одними предметами механически переносятся на действия с другими.
- Бедность словаря, непонимание значений слов (их отвлеченность от свойств предметов) и выражений, трудности в понимании обращенной речи и формулировании собственных высказываний либо отсутствие собственноной речи.
- Грубое сенсорное недоразвитие, несформированность оптико-пространственного гнозиса, праксиса, стереогноза.
- Замедленное и фрагментарное восприятие, страдают зрительное и слуховое внимание и сосредоточение, идентификация и группировка.
- Замедленность, недостаточная последовательность и целенаправленность мышления, склонность к резонерству и побочным ассоциациям.
Таким образом, без специального обучения дети с умеренной и тяжелой умственной отсталостью не могут овладеть даже элементарными пространственно-временными и математическими представлениями. Но при длительной, целенаправленной, специальным образом организованной коррекционной работе формирование все же происходит, но очень медленно, с большими сложностями и ограничениями.
Основная цель коррекционной работы по формированию пространственно-временных представлений — привлечь внимание детей к временным и пространственным характеристикам явлений и предметов из ближайшего бытового окружения.
Этапы формирования пространственных представлений:
I этап: Ориентировка “на себе”. Этот этап включает знание отдельных частей своего тела и лица, в том числе симметричных (правая или левая рука, нога и т.д.), после чего следующая ступень — учить детей ориентироваться на другом человеке, на предметах.
II этап: Ориентировка “от себя”. На этом этапе детей учат различать основные группы направлений (вперед — назад, вверх — вниз, направо—налево). Это осваивается только на основе знания сторон собственного тела. Для этого необходимо вводить игры на формирование пространственных представлений: слева, справа, вверху, внизу, впереди, сзади, далеко, близко.
Совершенствовать умение понимать пространственные отношения между натуральными предметами и их изображениями, выраженными простыми предлогами («в», «на», «у», «с», «за», под», «над», «перед»).
Совершенствовать умение понимать простые и сложные предлоги («из-за», «из-под», «между», «через», «около», «возле»)
III этап: Формирование умений детей определять словом положение того или иного предмета по отношению к другому. Накопленное в пассиве на II этапе должно постепенно переходить в актив (использование в собственной речи). Этот этап, конечно же, для детей, уже владеющих речью.
IV этап: Формирование умений ориентироваться в трехмерном пространстве в движении. Используем игры на выполнение двигательных инструкций.
V этап: Формирование умений ориентироваться на плоскости (ориентировка на листе бумаги, т.е. в двухмерном пространстве).
При формировании временных представлений выделяются основные задачи:
- учить детей осознавать настоящее, прошедшее, будущее на примерах того, что будет и что уже было;
- необходимо формировать временные представления на базе детских наблюдений, опыта, практики и связывать каждый факт, явление, события со временем, в которое оно протекает, например, практические представления о частях суток на основе выполнения гигиенических процедур и режимных моментов, наблюдений за световым режимом дня, его сменой;
- показывать продолжительность единиц времени, возможное конкретное их содержание с тем, чтобы ученик ощутил длительность этого промежутка времени в различных условиях, постиг путем опыта, что можно сделать за ту или иную единицу времени;
- формировать, как можно раньше, правильные представления о длительности событий, явлений, которые учащиеся постоянно наблюдают или в которых участвуют (например, режимных моментов, урока, перемены и т. д.), дети должны накапливать опыт в определении длительности промежутка времени.
Занятия необходимо строить на комплексной основе с обеспечением самых широких возможностей использования разных видов деятельности, которые способствуют расширению, повторению и закреплению формирующихся представлений:
- игровая (сюжетно-ролевая, дидактическая, подвижная);
- элементарная трудовая (хозяйственно-бытовой и ручной труд);
- конструктивная;
- изобразительная (лепка, рисование, аппликация).
Также используются следующие методы и приемы:
- Совместные действия детей и взрослого, действия по подражанию действиям учителя. по образцу, по словесной инструкции.
- Широкое использование двигательных, ритмических упражнений, упражнений на построение и перестроение с постоянным проговариванием совершаемых действий.
- Использование дидактических игр разного содержания и разнообразного наглядного материала.
- Приемы наложения, приложения, обводки шаблонов, трафаретов.
- Формирование представлений на основе слухового, тактильного, кинестетического и зрительного восприятия.
- Подготовительные наблюдения на прогулках, экскурсиях за явлениями в природе в разное время года, изменениями в течение дня.
- Обыгрывание, определение функционального назначения, свойств, качеств предметов для последующего использования в повседневной жизни.
Все достижения в работе по формированию пространственно-временных представлений обеспечивают основу для осознания ребенком себя в окружающем мире. Важнейшими среди них должны стать:
- умение соотносить определенное время суток с собственными действиями и деятельностью окружающих;
- понимание инструкций, содержащих признаки пространственно-временных связей и отношений, их последовательности и предметном содержании.
Литература
- Аббасов М.Г. Развитие практической пространственной ориентировки у учащихся вспомогательной школы: Дисс... к. п. н. - Баку, 1978.
- Бабенкова Р.Д., Юровский С.Ю. « Пространственная организация движений учащихся вспомогательной школы « Дефектология. - 1971. - № 3. -С. 30.
- Вайзман. Н.П. «Психомоторика детей- олигофренов». - М, 1976.-128 с.