Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка дефектолога Основные приёмы и упражнения по формированию навыков глобального чтения

Основные приёмы и упражнения по формированию навыков глобального чтения

30 Сентября 2021

 Скачать статью 

В традиционной педагогике обучение чтению основано на вербально-фонематическом методе, от буквы к слогу, от слога к слову. Обучение чтению глобальным способом происходит «с другого конца», в более естественной форме, по таким же законам, как обучение устной речи. Когда мы учим ребенка говорить, мы не объясняем ему правила изменения слов по родам и числам, падежные окончания. Когда мозг накапливает определенное количество речевой информации, он начинает ее анализировать. По таким же естественным принципам и законам идет и обучение в глобальном методе чтению, печатанию, а впоследствии письму.

Сильной стороной детей с «особенностями развития» является зрительная память. Она компенсирует им отсутствие или притупленность других органов восприятия. У таких детей есть потрясающая способность воспринимать информацию целиком (глобально) - это означает, что мозг ребенка воспринимает все окружающие явления, как на фотоснимке.

Несмотря на неустойчивость внимания, дети с синдромом Дауна ,умеренной умственной отсталостью, аутизмом, с легкостью воспринимают и запоминают тысячи зрительных и слуховых объектов.

Кроме того, обучение глобальному чтению позволяет развивать импрессивную речь и мышление ребенка до овладения произношением. Т.е. таким методом можно научить даже «неговорящего» ребёнка воспринимать написанную информацию и затем писать или набирать на компьютере несложный текст. Ребёнок может научиться узнавать написанные слова целиком, не вычленяя отдельных букв. Условие-соблюдение постепенности и последовательности. Слова должны обозначать известные предметы, действия, явления.

Подготовка к обучению глобальному чтению.

Игры и упражнения на развитие:

  • Зрительного восприятия;
  • Внимания;
  • Зрительной и слуховой памяти;
  • Понимания обращённой речи;
  • Выполнения простых инструкций;
  • Умения подбирать парные предметы и картинки;
  • Умения соотносить предмет и его изображение.

Цель глобального чтения.

Развитие у детей с ОВЗ понимания речи, иногда и вызывать активную речь. Дать детям возможность общаться.

Какие материалы использовать для глобального чтения?

Для обучения ребенка глобальному чтению потребуются карточки с картинками и подписями к ним. Карточки можно купить в магазине или приготовить самостоятельно. Заранее продумайте список «слов» для начального этапа обучения — используйте только те слова и выражения, которые ребенок чаще всего встречает в жизненной ситуации и сможет функционально использовать для общения.

Одним из первых дидактических материалов может стать ваш семейный фотоальбом — подготовьте фотографии членов семьи и сделайте к ним соответствующие печатные надписи, которые также продублируйте на карточках. Научите ребенка подбирать слова к фотографиям. Пусть он сперва ориентируется на подписи под фото, затем отрежьте подписи, таким образом, убирая подсказку. По мере накопления словаря ,к картинкам добавляются двух-трехсловные подписи (например: «Это мама Ира», «Это папа Юра»). 

Таким же путем проводится работа со словами других тематик

Авторы методики считают обучение чтению целыми словами более физиологичным, потому что люди не мыслят буквами и слогами, а только целыми словами. Мышление же неразрывно связано с речью.

 Как проходит занятие.

1.Рассматриваем с ребёнком картинку, называем её и просим его повторить за вами, что изображено на ней (Это кошка).

2. Читаем слово написанное под картинкой, проводя по нему пальцем (Читай: «Кошка»).

3.Ищем карточку с таким же словом(среди других карточек со словами) и кладём её под нужную картинку.

Начинаете показывать в первый день - одно слово, затем добавляете каждый показ по одному новому слову и, дойдя до 15, останавливаетесь. Затем - самое старое слово - убираете, одно новое добавляете, все 
карточки каждый раз перед показом перемешиваете, чтобы они все время были в разной последовательности. Таким образом, у вас всегда будет набор из 15 слов, который каждый раз обновляется одним словом.

 Произносить слово нужно так, как вы его обычно говорите, т.е. не [молоко], а [малако]. После всего этого 15-ти секундного действия вы опять же весело и радостно целуете свое любимое чадо и с полной уверенностью, что он все запомнил, хвалите его: "Ай да умница!" 

      Очень многим родителям неймется побыстрее узнать, что же малыш запомнил, научился ли чему-нибудь, так и подмывает проверить его результаты. Но проверять ребенка можно только тогда, когда уже вы точно будете уверены, что он ЗНАЕТ. Я это называю СИТУАЦИЯ УСПЕХА. Экзаменовать ребенка и предлагать любые "выступления перед публикой" можно только в том случае, когда и вы, и он сам абсолютно уверены в успехе. 
Поэтому лучше дождаться, когда он сам что-нибудь выдаст - тут уж вы его нахвалите и сами убедитесь в его знаниях.

Виды работы:

  1.  Чтение автоматизированных энграмм (имя ребенка, имена его близких, клички домашних животных).

    Удобно использовать семейный фотоальбом как дидактический материал, снабдив его соответствующими печатными надписями. На отдельных карточках надписи дублируются. Ребенок учится подбирать одинаковые слова, затем подписи к фотографиям или рисункам в альбоме закрываются. От ребенка требуется по памяти «узнать» необходимую надпись на карточке и положить ее к рисунку. Закрытое слово открывается и сличаете с выбранной подписью.

  2.  Чтение  слов.Подобрать картинки по разным лексическим темам: игрушки, посуда, мебель, транспорт, домашние и дикие животные, птицы, насекомые, овощи, фрукты, одежда, продукты, цветы и снабдить их подписями. Хорошо начать с темы «Игрушки». Берем две таблички с различными по написанию словами, например «кукла» и «мяч». Нельзя брать слова, похожие по написанию, например «мишка», «машина». Таблички к игрушкам или к картинкам мы начинаем подкладывать сами, говоря, что на них написано. Затем предлагаем ребенку положить табличку к нужной картинке или игрушке самостоятельно.

    3.Понимание письменных инструкций

    Составляются предложения, в которых используются разные существительные и один и тот же глагол. Тематика предложений: «Покажи носик!» - «Покажи ушки!» - «Покажи животик!» и прочее (заниматься удобнее перед зеркалом).

    4.Чтение предложений.

    Составляются предложения к серии сюжетных картинок, на которых одно действующее лицо выполняет разные действия: (Кошка сидит. Кошка лежит. Кошка бежит). 

    Составление простых предложений без зрительной опоры на изображения. Перед ребенком выкладываются несколько письменных табличек. Далее нужно  попросить ребенка взять соответствующие таблички (например, «Возьми слово ПАПА, возьми слово МОЕТ, возьми слово ЯБЛОКО»).

    Ребенку необходимо по очереди взять слова и разложить их в правильноой последовательности, которую задал педагог.

    Далее необходимо прочитать вместе с ребенком получившееся предложение: провести пальцем ребенка под письменными табличками и прочитать предложение: «Папа моет яблоко.» Необходимо также проговорить предложение, используя жесты, и побудить ребенка повторить их.

    Постепенно слова добавляются, предложения усложняются и метод глобального чтения начинает работать. 

    Можно использовать таблички при изучении цветов, при определении величины, количества. 

    «Глобальное чтение» позволяет выяснить, насколько неговорящий ребенок понимает обращенную речь, позволяет ему преодолеть негативное отношение к занятиям, дает уверенность в себе.

     Важные правила.

    1. Самое главное! Никогда не проверять ребенка, не экзаменовать. Этого никто не любит, а дети - тем более. Надо подходить к делу с уверенностью, что он все запомнил. Знания эти накопительного характера. Он обязательно сам выдаст свои познания - надо только подождать. А потом и надоест вам своими: "Мам, давай уроки, давай уроки!"
    2. Обязательно надо заканчивать занятие ДО ТОГО, как ребенку все надоело.
    3. Хвалить, хвалить, хвалить! После занятия обнимите его, поцелуйте, порадуйтесь, какой он умница...

    Литература:

    1.Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью/Под ред. Л. Б. Баряевой, Н. Н. Яковлевой. — СПб.: ЦДК проф. Л. Б. Баряевой, 2011. — 480 с.

    2.Гленн Доман «Как научить ребенка читать. Ласковая революция», М.: АСТ, 2004, 256 с.

    3.Нуриева Л. Г. «Развитие речи у аутичных детей. Методические разработки», М.: Теревинф, 2013, 107 с.

    4.Мальцева О.В. Логопедическая помощь умственно отсталым детям со сложной структурой дефекта в процессе обучения чтению глобальным методом.

     

    5.Алиса Самбурская. Глобальное чтение. — Москва: Издательские решения, 2016. —  6.130 с. Кацуба Ж.А. Метод глобального чтения в обучении грамоте у детей с нарушениями речевого развития. Пособие для специалистов и родителей. – М.: В. Секачев, 2015.

 Скачать статью 

Политика конфиденциальности