Коррекционные занятия для детей с умственной отсталостью направлены на развитие у них таких способностей, как мышление, воображение, речевая деятельность, графические навыки и прочие.
Развитие крупной и мелкой моторики ребенка. Совершенствовать умения ребенка нужно постепенно: начинать с самых простых движений и добавлять более сложные по мере успеха.
Тактильное восприятие окружающего мира. Ребенок научится определять предметы на ощупь, распознавать каждый из них, выделять свойства и качества вещей (насколько они холодные или теплые, крупные или мелкие, мягкие или твердые и т.д.).
Кинетическое развитие. Суть заключается в усовершенствовании осознания движений ребенком, образовании различных повадок и т.д.
Зрительное восприятие предметов. Способность отличить одну вещь от другой по различным качествам. Различие цветов, оттенков, размеров, формы предметов. Их сравнение и возможность к группированию, конструированию.
Формирование слухового восприятия. Действия, направленные на восприятие ребенком звуков, их различение и развитие чувства ритма у малыша. Прослушивание музыки, звуков животных.
Осознание времени и пространства. Очень важно помочь ребенку понимать происходящее вокруг него, ориентироваться в пространстве, различать времена года, определять время суток.
Развитие речи в процессе любой деятельности. Важно научить ребенка выражать просьбу, строить диалог.
Взаимодействие со взрослыми. Умственно отсталые дети должны понимать, что они могут обратиться за помощью к старшим в любой ситуации, особенно в моменты опасности или при возникновении проблем со здоровьем.
Примеры коррекционных упражнений.
Для развития крупной и мелкой моторики:
-
протянуть руки вверх, вниз, направо, налево (если не знает "направо", "налево", то - "на окно", "на шкаф", "на лампу","на дверь");
-
показать вытянутой рукой на называемый предмет (окно, стол, книга и т.д.);
-
нарисовать мелом (карандашом) кружок (палочку, крестик) наверху, внизу, справа, слева доски (тетради);
-
растопырить пальцы, сжать в кулак - разжать;
-
из сжатого кулака попеременно выпрямить пальцы;
-
скатывать из пластилина шарики, змейки, цепочки;
-
перекладывать мелкие предметы из одной коробки в другую;
-
собрать рассыпанные на полу мелкие предметы в коробку;
-
мелом на доске или карандашом в тетради ставят две точки, ребенок должен пальцем провести линию, их соединяющую (точки даются в разных направлениях);
-
ребенок должен пройти по начерченной линии (прямая, по кругу), пробежать по дощечке, неся какой-нибудь предмет.
Для развития памяти и внимательности:
-
работа с изображениями (педагог раскладывает их на столе, отсчитывает несколько секунд, а затем убирает, ребенок по памяти называет увиденные им картинки);
-
педагог задает несложные вопросы детям. Например, «Что ты ел на завтрак?» или «Сколько у тебя братьев/сестер?»;
-
несколько ударов педагогом в ладоши (ребенок должен запомнить и назвать их количество);
-
ритмичный стук карандаша о стол (ребенок должен повторить ритмический рисунок);
-
педагог проделывает какое-нибудь несложное движение, а воспитанник это повторяет;
-
ребенку завязывают глаза, педагог прикасается к нему (ребенок должен определить, сколько раз к нему прикасались).
Для достижения определенной быстроты движений ребенка:
-
быстрые движения рук по команде (убрать со стола, поднять руку, протянуть в сторону, убрать за спину и т.п.);
-
быстро простучать по столу 3,4,5 раз;
-
быстро вытереть доску или убрать игрушки;
-
педагог показывает картинки в достаточно быстром темпе. Ребенок должен успевать называть видимые изображения;
-
быстро выйти из-за стола, сказать свое имя (или возраст, или адрес) и сесть на место;
-
быстро поднять какой-нибудь предмет (предварительно педагог его роняет);
-
когда ребенок научится складывать пирамидку, собирать матрешку, можно устраивать с ним соревнование "Кто быстрее" (педагог одновременно с ним складывает такую же пирамидку, иногда опережая ребенка, иногда предоставляя победу ему).
Для различения предметов по их свойствам:
-
складывание кубиков в коробку, их группирование по цветам, форме и др
-
педагог учит ребенка названиям цветов, постепенно добавляя наименования оттенков;
-
показывается какая-нибудь фигурка из цветной геометрической мозаики (ромб, кружок, треугольник) (ребенок должен выбрать такие же по форме (по цвету));
-
показывается определенная фигурка (из той же мозаики), а затем она убирается (ребенок должен по памяти подобрать такую же);
-
раскладывание разноцветных шариков, палочек в кучки по цвету;
-
складывание различных пирамидок, складывание матрешек;
-
выстраивание цепочкой кубиков одинаковой величины и одного цвета;
-
выстраивание кубиков разной величины в ряд по принципу постепенного уменьшения размера каждого последующего кубика;
-
выстраивают однородные предметы разного размера (грибочки, лодочки, куклы и т.д.) (ребенку предлагают показать самую большую, самую маленькую);
-
раскладываются различные предметы резко контрастных цветов (ребенку предлагают отделить предметы одного цвета от предметов другого цвета, затем учат правильно называть эти цвета, постепенно вводя новые).
Путем упражнений на различных предметах, группируя их и называя цвета, ребенок учится правильно распознавать и называть цвета. Можно использовать бусинки, шарики, мотки ниток, полоски бумаги, палочки, флажки, пуговицы, предметы, сделанные из пластилина.
Очень важные упражнения для особо беспокойных детей, их нужно чередовать с обычными коррекционными заданиями:
-
спокойно посидеть 5-10-15 секунд;
-
игра в «молчанку» хорошо способствует развитию усидчивости малыша;
-
бесшумные действия (встать, сесть и т.д.);
-
без единого звука принести предмет, который попросит педагог.
-
посидеть молча, заложив руки за спину.
-
медленно, молча проводить рукой по краю стола.
-
бесшумно пройти до окна (до двери), вернуться на свое место и сесть.
-
тихо поднять и опустить книгу (можно несколько раз).
Заметим, что при выполнении различных действий, одновременно оречевляя их, ребенок накапливает сначала пассивный, а при многократном повторении пополняет и активный словарный запас. Что способствует речевому и познавательному развитию.
То, к чему приведут упражнения по коррекции, напрямую зависит от качества и частоты их выполнения, а также степени умственной отсталости. Чем она тяжелее, тем гораздо больше времени уйдет на получение какого-либо результата на каждом этапе развития и количество возможных для освоения этапов уменьшается. Залог эффективности проводимых коррекционных занятий заключается в ежедневной работе с ребенком.
Литература
- Программа образования учащихся с умеренной и тяжелой умственной отсталостью. Л. Б. Баряева, Д. И. Бойков, В. И. Липакова. С-Пб, 2011.
- Дидактические игры и упражнения в обучении умственно отсталых дошкольников. А.А.Катаева, Е.А.Стребелева. М, Бук-Мастер, 1999.
- Источник: https://childage.ru/psihologiya-i-razvitie/razvitie-i-obuchenie/korrektsionnyie-zanyatiya-dlya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu.html