Проблема запоминания состава чисел от 1 до 10 возникает у многих первоклассников. В первую очередь, это связано с тем, что запомнить нужно абстрактную информацию. Что значит для ребенка фраза « 7-это 3 и 4»? Ровным счетом ничего. Поэтому вся работа по запоминанию и автоматизации знания состава чисел должна вестись на наглядном примере и быть понятным ребенку.
1.Формируйте у ребенка понятие о том, что число - это количество предметов, а цифра нужна для обозначения числа при письме.
2.Используйте в занятиях игровые моменты.
На листах цветного картона нарисуйте с ребенком числовые домики. Это многоэтажный дом, на каждом этаже которого расположены по 2 квартиры. В треугольнике, обозначающем крышу, напишите числа от 2 до 10. Объясните ребенку, что на одном этаже может жить столько жильцов, сколько обозначает число на крыше. Вместе с ребенком, используя счетные палочки, кубики или другой материал для счета, «расселите» жильцов по квартирам. Например, на крыше домика число 5, возьмите 5 палочек. Это жильцы. На первом этаже в одной квартире живет один человек. Отодвиньте одну палочку, то окажется, что в другой квартире живет 4 человека. Значит, 5 – это 1и 4.«Заселяя домик», получите пары 1 и 4, 2 и 3, 4 и 1.
Таким образом, в числовом домике с цифрой «5» на крыше будет 4 этажа. Замените палочки цифрами.
3.Развесьте «числовые домики» (по мере изучения от 2 до 10) в квартире так, чтобы ребенок видел их как можно чаще.
Для запоминания состава чисел закрывайте в домиках правый или левый столбик цифр.
Ребенок называет соседа того или иного этажа в доме. Например, 9 – это 3 и……?. Ребенок должен отвечать –«6».
4.Время от времени переворачивайте «домик» и просите ребенка нарисовать похожий домик, вспомнив состав чисел, или записать примеры по памяти.
5. Привлекайте ребенка к решению простых бытовых задач:
« В нашей семье 5 человек. Я поставила на стол 3 тарелки. Сколько еще тарелок нужно поставить?».
Подобная работа ведется со всеми числами.
Список литературы
1.Петкевич Н.В., ООО»Компания «Эдустрон», «Учимся считать».
2.Бурдина С.В., г.Киров, «Математика для школьников».
3.Денисова Д., Дорожин Ю., г.Москва, «Мозаика-синтез», «Упражнения для формирования автоматизации навыков счета»,2014.