Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю

Изучаем буквы

02 Ноября 2021

Игры и упражнения для изучения букв.

Рекомендации для родителей первоклассников.

 Скачать статью

От того, насколько хорошо ваш ребенок усвоил буквы, зависит его умение читать и учеба в начальной школе. В изучении букв очень важно быть последовательными и систематически заниматься с ребенком, поскольку поначалу выученные буквы очень быстро забываются, как и любые абстрактные символы.

Учим печатные буквы. Это первый и самый сложный этап. Ребенок еще путается в буквах, плохо их различает и с трудом запоминает. Педагоги рекомендуют работать с карточками, на которых буква изображена рядом с предметом на эту букву. Такая подсказка позволит ребенку самостоятельно вспомнить букву. Ассоциативные карточки в первое время можно оставлять во всех видных местах, пока узнавание букв не будет доведено до автоматизма. В процессе обучения можно использовать буквы-магниты, выкладывать буквы из любых материалов (цветов, фигурок из киндер-сюрприза, счетных палочек, крышечек от банок для детского питания и много другого) и загадывать друг другу. Это не только поможет ребенку запомнить буквы, но и подготовит дошкольника к тому, что одни и те же буквы могут выглядеть по-разному. Поиграйте в игры - предлагайте ребенку зачеркнуть все буквы А, (Б, В..) в маленьком отрывке из газеты; угадывайте буквы, написанные на его спинке или на ручке; выбирайте правильный вариант буквы из двух букв, одна из которых написана зеркально; пишите знакомую букву палочкой на песке или мелом на асфальте.

Если ребёнок плохо запоминает буквы, существует множество разнообразных приёмов, помогающих запомнить графический образ букв. Например, буквы можно лепить из пластилина или соленого теста, выкладывать из палочек, спичек, мозаики, красочных шнурков и цветной проволоки, вырезать из цветной бумаги, выжигать на дощечках. Чтобы сформировать стабильный графический образ буквы можно предложить ребёнку обводить пальцем выпуклый контур букв, тактильно опознавать «наждачные» буквы. Для этих целей полезно использовать тактильные карточки, на которых буквы выполнены из различных материалов: круп ( фасоль, горох, греча), текстильные материалы ( бархат, драп, шелк), бросовый материал ( полипропиленовые трубки небольшого диаметра, колпачки, крышки, поролоновые губки и т. д ). Полезны задания, усложняющие узнавание букв: «Перечёркнутые буквы», «Разный шрифт», «Перевёрнутые буквы», «Каких букв больше», «наложенные буквы», «Зеркальные буквы».

Можно привлечь самого ребёнка к «творческому созданию» букв – предложить ему «Дописать букву» по пунктирным линиям, «Переделать букву», переставив (переложив) элементы (Что нужно сделать, чтобы из буквы Л получилась И?; из Щ – Ц? и т. д.). На развитие памяти и внимания возможно использовать игры с буквами: «Какой буквы не стало», «Что изменилось?» «Найди такую - же», «Подружи две буквы» и т.д. Также можно использовать приём, когда ребёнок указкой рисует букву в воздухе, а взрослый угадывает её (и наоборот). Можно «рисовать» буквы на спине, угадывать по словесной инструкции – «Эта буква овальной формы», «Эта буква состоит из двух скрещенных под наклоном линий» и т. д.

Для обучения письму печатными буквами стоит выбрать специальные прописи, где буква располагается в клетке и будут обозначены точки начала письма. Клетка поможет сформировать умение располагать буквы в пространстве и внимательность. Схемы с точками и направлением начала письма нужны родителям, для того, чтобы они могли сформировать у ребенка эргономичное (малозатратное) письмо печатных букв. Писать буквы следует карандашом с гранями. Это, в отличии от фломастеров, способствует формированию правильного нажима и даст возможность стереть неудачный элемент.

Обучение печатным буквам в идеале должно проходить в период знакомства с буквой и обучению чтению.

В этом определенно есть немалая польза:

  • ребенок запоминает зрительный образ печатной буквы;
  • развиваются графомоторные навыки – рука ребенка готовится к письму;
  • при формировании навыка чтения полезно списывание слов и их последующее прочтение;
  • во время письма печатными буквами формируется навык звуко-буквенного анализа слова, что поможет впоследствии писать без ошибок.

У школьников есть распространенная ошибка – отзеркаливание букв. Можно объяснить в игровой форме, что некоторые буквы – послушные, они всегда смотрят вперёд (К, Г, Р и др.). Непослушные буквы – отворачиваются и смотрят назад (З, У, Ч и др.).

Упражнение «Волшебное зеркальце»

Пусть ребенок выберет из двух изображений в зеркале, одно из которых зеркальное предъявляемому, правильное, можно дать задание на определение зеркальных букв.

 «Стилизованные буквы»

Они помогут ребенку хорошо запомнить буквы, научат ребенка отличать в облике буквы существенные черты – независимо от размера, цвета и второстепенных графических деталей, т.е. сформируют навык быстрого узнавания буквы. Такая тренировка нужна еще и для того, чтобы в будущем ребенок легко мог прочитать любой текст, независимо от того, какой шрифт при этом использовался.

Письменные буквы. Обучение письменным буквам – важный элемент обучения грамоте. От того, как правильно ребенок держит осанку, карандаш или ручку в руке, выводит букву, зависит успех процесса письма. Процесс письма – один из самых энергозатратных операций в начальной школе. Учить писать ребенка письменными буквами до школы не целесообразно. Потому что грамотный учитель начальных классов расскажет и покажет, как правильно пишется тот или иной элемент, верхним или нижним соединением соединить элементы друг с другом. Если у ребенка сформируется правильный алгоритм написания письменных букв, он будет тратить меньше времени и меньше уставать при письме.

Польза от письменных букв.

Письмо влияет на развитие когнитивных функций. Это – активная работа правого полушария, развитие внимания, координации, мелкой моторики, а также сложный перевод информации из устной речи в письменную. При формировании почерка строятся новые нейронные связи и культура письменной речи. Хотите сохранить молодость ума, не отказывайтесь от ручного письма.  Чистописание – элемент воспитания. Во время отработки письменных букв у детей   вырабатываются: уважение к своему труду, аккуратность и прилежание, волевые качества.

Что могут сделать родители для успешного обучения ребенка письму.

1. Создать положительную мотивацию, объяснив на примерах как важно научиться разборчиво и красиво писать, проявляя уважение к тем, кто будет читать.

2. Развивать мелкую моторику рук, чтобы мышцы были достаточно готовы к письму.

3. Научить сразу правильно держать карандаш и ручку. От этого зависит физиологичность процесса письма. Другими словами, ребенок будет меньше уставать, если правильно держит прибор для письма. Захват ручки должен быть таким, чтобы её нижний конец был на полтора сантиметра свободным, а сама ручка была наклонена в сторону плеча. Указательный палец должен быть расслаблен, лежать свободно и непринужденно, иначе рука быстро устанет. Возможно вашему ребенку помогут в этом тренажеры для постановки письма.

4.Дома в спокойной, непринуждённой обстановке использовать занимательные упражнения, игры для закрепления навыков письма.

 Современные требования к набору навыков первоклассников все усложняются. Если дошкольник не успел научиться чтению или письму, ему будет намного сложнее усваивать школьную программу. А постоянные неудачи отобьют у него всякую охоту и лишат мотивации к дальнейшей учебе.

Всего в русском языке 33 буквы, каждая из которых имеет 4 вида «графического отображения»: печатные прописные (большие), печатные строчные, письменные прописные, письменные строчные. Все 4 отличаются друг от друга очертанием.

Первокласснику необходимо выучить наизусть алфавит, а это даётся не каждому! Чтобы облегчить эту задачу вы можете предложить ему  «Алфавит» в стихах вот несколько вариантов.

Стихи для запоминания алфавита.

Песенка-азбука

Тридцать три родных сестрицы,
Писаных красавицы,
На одной живут странице
И повсюду славятся!
К вам они сейчас спешат,
Славные сестрицы,-
Очень просим всех ребят
С ними подружиться!
А, Б, В, Г, Д, Е, Ж
Прикатили на еже!
3, И, К, Л, М, Н, О
Дружно вылезли в окно!
П, Р, С, Т, У, Ф, Х
Оседлали петуха,
Ц, Ч, Ш, Щ, Э, Ю, Я -
Вот и все они, друзья!
Познакомьтесь с ними, дети!
Вот они - стоят рядком.
Очень плохо жить на свете
Тем, кто с ними не знаком!

 

(Ю. Тувим.)

Алфавит.

 


А, Б, В, Г, Д, Е, Ё –

Знайте место вы своё,
Ж, З, И, Й, К, Л, М –

Вспоминайте, кто за кем,
Н, О, П, Р, С, Т, У –

Стойте дружно на посту,
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ –

Собирайтесь не спеша,
Ъ, Ы, Ь –

Стойте рядышком вот так!

Торопитесь: Э, Ю, Я –

Вот и в сборе букв семья.

 

(Е.Бергер)

 

 

Чудо-Азбука

Мне на праздник Дед Мороз
Чудо-азбуку принёс...
Ну-ка, выучу её:
А, Б, В, Г, Д, Е, Ё
И продолжу без проблем -
Ж, З, И, Й, К, Л, М,
А потом ещё прочту -
Н, О, П, Р, С, Т, У
И добавлю от души -
Ф, Х, Ц, Ч, Ш, Щ, Ы,
Напоследок будет так -
Твёрдый знак (Ъ) и мягкий знак (Ь),
А в итоге, знаю я,
Очень просто -Э, Ю, Я...


У кого желанье есть
Чудо-азбуку прочесть,
Буквы тот от А до Я
Быстро выучит - как я!

(Н. Марянин )

  Скачать статью

Политика конфиденциальности