Территориальная психолого-медико-педагогическая комиссия

8 (343)210-61-74  

График работы с 8.00 до 16.30

Обеденный перерыв с 13.20 до 13.50

tpmpktitova28@gmail.com  

Прием ведется по адресу: г. Екатеринбург, ул.Титова, 28.

 

Меню
Задать вопрос руководителю
Главная Методические материалы Страничка дефектолога Графический диктант: развлечение или обучение?

Графический диктант: развлечение или обучение?

04 Мая 2020

Ученые, изучая деятельность детского мозга, психику, отметили большое симулирующее значение функции руки. Установлено, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук. И если развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие.

Одним из эффективных методов развития моторики является рисование по клеточкам (графический диктант). Он помогает достичь точности в движениях руки, учит ловко пользоваться ручкой и карандашом. Графический диктант — это захватывающая игра, от которой, зачастую, и взрослый не откажется: это не только весело, но и полезно!

Ведь при этом:

  • ребенок тренирует мелкую моторику;
  • координируется работа полушарий головного мозга;
  • подготавливает руку к письму;
  • развивает внимание;
  • ориентацию в пространстве;
  • координацию;
  • умение слушать;
  • логику;
  • абстрактное мышление;
  • усидчивость;
  • учится счету, а также различать право и лево;
  • учится ориентироваться в тетради.
     

Кроме того, такие задачи кажутся очень интересными для детей. Они – словно игра, в процессе которой ребенок наблюдает маленькое чудо: на его глазах, благодаря его собственным действиям в ячейках появляется определённый̆ герой или предмет, страница тетради оживает.

Во время выполнения таких графических упражнений воспитывается трудолюбие, усидчивость, развивается фантазия. Дети испытывают удовольствие и радость, что непосредственно влияет на их эмоциональное состояние. 

Обычный красивый рисунок может создать лишь способный ребенок, а нарисовать по клеточкам сможет каждый! Это вдохновляет ребенка и придает ему уверенности в своих силах.

Графический диктант можно выполнять в двух вариантах:

Ребенку предлагают образец геометрического рисунка и просят его повторить точно такой же рисунок в тетради в клетку.

Взрослый диктует последовательность действий с указанием числа клеточек и их направлений (влево, вправо, вверх, вниз), ребенок выполняет работу на слух, а затем сравнивает методом наложения своего изображения с образцом.

Для занятий необходимы:

  • тетрадь в клетку (можно использовать тетрадь в крупную клетку, чтобы не перенапрягать зрение);
  • простой карандаш;
  • ластик (чтобы ребенок мог всегда исправить неправильную линию);
  • образцы объектов с заданиями.

Временные рамки работы с графическими диктантами.

Продолжительность одного занятия с графическими диктантами не должна превышать 20 – 25-ти минут. Но если ребенок увлекся, не стоит останавливать его и прерывать занятие.

Как правильно провести графический диктант с ребёнком.

1. Подготовьте всѐ необходимое: лист в клетку, карандаш, ластик (чтобы можно было исправить ошибки, которых на первых порах точно не избежать). Задания для диктанта вы можете придумывать самостоятельно, а можете купить специальные рабочие тетради или скачать и распечатать графические диктанты из интернета.

2. Сначала сами посмотрите задание. Когда убедитесь, что вам всѐ понятно, приглашайте ребёнка.

3. Убедитесь, что ребёнок сел правильно, с ровной спиной, правильно взял в руки карандаш. Эти моменты нужно обязательно держать под контролем всякий раз, когда вы проводите для своего ребенка развивающие занятия в домашних условиях.

4. Напомните, где правая сторона, где левая. Кстати, этот момент можно использовать для того, чтобы рассказать ребёнку о существовании левшей и правшей. Что оба варианта нормальны. Что все дети, все люди разные. В общем, поработайте ещё и над социализацией ребенка — это никогда не будет лишним.

5. Проведите простую тренировку. Покажите, что значит нарисовать две клетки вправо. Пусть ребёнок повторит за вами. Выполните несколько таких начертаний.

6. Нарисуйте на листе в клетку несколько прямых линий разной длины в разных направлениях (направление укажите стрелочкой). Обсудите каждую линию: сколько клеток она заняла, в каком направлении нарисована, где её начало.

Задания должны быть подобраны по принципу «от простого к сложному». Если вы начинаете заниматься с ребенком по этим графическим диктантам, выполняйте с ним задания по порядку: начинайте с самых первых простых диктантов и постепенно переходите к более сложным.

Так что же такое графический диктант? Это обучение через развлечение, приятное и полезное времяпрепровождение с детьми.

Распечатать статью

Политика конфиденциальности